Навстречу живому свету

Содружество «Даждь» объединяет музыкантов, поэтов, философов. Все они молоды, их творчество принципиально некоммерческое, они собираются со своими единомышленниками на небольших площадках, не пьют и не курят. Но назвать их «маргиналами» что-то мешает. Что же? - выясняла Мария Хорькова.

Где сейчас место для Александра Башлачёва?

Современность предлагает довольно узкий круг возможностей - Интернет, клубы, летние фестивали на открытом воздухе, бардовские фестивали. И где в этом пространстве место для человека, поющего свои песни под гитару, требующего внимательного слушателя? Где место для Александра Башлачёва? Когда даже акустика нынче, оказывается, требует специального навыка для восприятия, что же говорить о большом количестве слов? Тем более, если ещё и припев не повторяется? Молодым людям нужна среда, где они могли бы творчески и профессионально развиваться, нужен хотя бы небольшой круг слушателей помимо друзей, которые бы выражали своё отношение, необходимо общение с другими музыкантами. Нужен обмен опытом, знаниями, находками.

 
                                 Дмитрий Студеный

Содружеству поющих рок-музыкантов «Даждь» уже больше 10 лет. За это время сформировался круг авторов, относящих себя к направлению «поэтического рока», аудитория и репутация.

Дмитрий Студеный, основатель содружества, не считает, что  проект полностью реализовался: «Содружество - это некий идеал, к которому надо стремиться. Пока же сложно сказать, сложилось ли оно как настоящее объединение единомышленников, живущих общими интересами. Многие пытаются отделиться, кучковаться», - признается музыкант. - Это естественно, но идея-то тут простая: поскольку наше творчество - некоммерческое, делать большие акции, концерты в одиночку - невозможно. Поэтому «Даждь» как крупная форма необходим. У нас ведь полная свобода - каждый занимается своим делом. Но иногда я говорю: «Давайте сделаем вместе!», и это некоторым непонятно... А жаль. Мы могли бы делать и более масштабные вещи».

 
 Александр Логунов (Фил) "Колесо". Рождествекий концерт в клубе "Факел" 10.01.2010

Все началось в 1998 году с фестиваля «Складень», посвященного 10-летию гибели Александра Башлачева. «К этому, - рассказал Студеный, - мы пришли после трех лет достаточно продуктивной деятельности. Мы не только сами играли, но и приглашали знакомых выступить. Так сформировался определенный круг авторов, и постепенно созрела идея провести фестиваль, тем более, что приближалась такая скорбная дата... И фестиваль прошел успешно».

С тех пор структура фестиваля практически не менялась: он проводится ежегодно в течение 3-4 дней. Выступает несколько авторов, но никаких дипломов и конкурсов нет: «это просто смотр того, что сделано самого интересного в текущем сезоне», - объясняет Студеный. «Я пытался найти некую формулу, - продолжает он. - К чему мы стремимся, чем отличаемся от других? Сейчас эта формула выражается в девизе: «Для тех, кто выбирает живой свет». Живой свет - и в музыке, и в жизни. А живой свет, в отличие от мертвого - как раз тот «Дух Живой животворит», нечто, что все-таки стремится к Богу, к творчеству, к жизни». Для самого Дмитрия крайне важно, чтобы вера, творчество, работа соединялись гармонично. Но «"Даждь"» никогда не будет православным фестивалем, я бы этого не хотел, - отмечает Студеный. - Я считаю, что на фестивале должно быть творчество, христиански ориентированное, живое, светлое, но без определения "православное"».

 
                                                Павел Федосов "Метро"

Кроме больших ежегодных концертов, проходящих на таких площадках, как клуб «Арт'Эриа» в ЦДРИ, есть еженедельные и ежемесячные студии, которые, как правило, проходят в клубе «Факел» на Ленинградском шоссе.

Есть два вида студий: студия-прослушивание, где может выступить каждый желающий (к творчеству вновь прибывших предъявляют всего два требования: «без мата и сильного уныния») и «открытая студия» - небольшой ежемесячный концерт, где выступают лучшие участники студий-прослушиваний плюс кто-то из уже известных авторов.

Иной раз в студиях-прослушиваниях чувствуется «школьность»: здесь часто звучат песни о дорогах, рассветах, росистой траве и потерянных (или обретенных) крыльях. Тем не менее, есть своя аудитория - пусть небольшая, но стабильная. Приходят и новые слушатели, и новые авторы, в том числе - вполне состоявшиеся. Для начинающих исполнителей это уникальная возможность выступить перед аудиторией и пообщаться с более опытными коллегами. «Студия - от слова «штудия», обучение», - поясняет Аня Студеная, жена Дмитрия, главный редактор даждевского альманаха «Паруслов».

 

В каком ты Дозоре?

 
                        Анна Логвинова, клуб "Факел", 8 ноября 2009

Даждь привлекает и людей, уже твердо стоящих на своем творческом пути.

«У меня есть четкое ощущение, что если в начале ХХ века творческие люди объединялись под флагами эстетических общностей и под флагами новизны/традиции, то сейчас стараются объединяться по каким-то этическим принципам и, если хотите, по цели высказывания, - размышляет поэт Анна Логвинова. - Если совсем грубо, то люди стараются определиться, в каком они Дозоре. Вернее, одни утверждают, что они в ночном дозоре, а другие говорят, что главное самовыражение и что бы они из себя не исторгли - это и есть правда. Где-то у Дмитрия Студеного промелькнуло словосочетание «созидательное правдоискательство». Главное, это то, что Даждь декларирует установку на добро и что при риске нарваться на наивность или занудство Вы все-таки обезопашены от зла с его самопиаром».

«Если искать правду действительно, без всяких оговорок, то будешь говорить о Христе. Не бояться формы ради истинности содержания», - добавлено в концепции альманаха «Паруслов» (кстати, редакторы этого издания не боятся никаких форм или миксов: тексты Антония Сурожского и Виктора Франкла соседствуют с размышлениями Александра Башлачева, стихи Мандельштама и Воденникова - с поэтическими опытами 17-20-летних авторов. Поэтому же стихи в одной из поэтических рубрик не подписаны: имя не должно заслонять текст (авторы, конечно, указаны, но - в конце журнала)).

 

 Мария Фроловская "Снег на бархатных перчатках". Рождественский концерт

                                        в клубе "Факел" 10.01.2010

Сталкерство и юродство

 

Внутренние правила «Даждя» - юродство в глазах музыкального «мира сего». Это и запрет на алкоголь и табак на концертах (а ведь некоторые не мыслят рок без этого), «подпольный» (на ризографе) стиль издания альманаха «Паруслов», принципиально некоммерческий подход к творчеству. Для музыканта Павла Федосова, выпускника философского факультета МГУ, это - способ противостоять современному Вавилону, причем противостоять позитивно: «В искусстве существует система звезд, если исполнитель не является звездой, он не попадает в социальную ячейку, где есть зрители. Соответственно, всякий вступающий на путь творчества должен внутренне смириться с тем, что если он хочет вести честный творческий поиск, он не будет иметь аудитории... Рок становится каким-то одиноким воплем в пустыне, криком, обращенным в пустоту, это странно, но в тоже время в творческом отношении это может быть очень даже плодотворно». Настоящий русский рок - это путь духовного поиска, уверены в Дажде.

 

 «Сохраняя всё лучшее из «ветхого» русского рока (честность, искренность, откровенность и т. п.), создать новое, светлое, духовное, осмысленное его направление..., заложить фундамент для новых, здоровых и жизненных традиций в русском роке для творчества во славу Божью», - такова программа, заявленная на официальном сайте содружества. 

«У "Даждя" параллельный мир, - считает Дмитрий Сутденый. - Когда фестиваль только появился, обстановка в некоммерческой музыке была удручающей. Правда, было больше хороших мест, где можно играть. Сейчас преимущественно клубы с барами, которые изначально нацелены на прибыль, а не культурные цели. А мы создаем определенную культурную среду: можно просто прийти послушать, пообщаться. Раньше для некоммерческого русского рока такого не было».

 
            Группа "НедРа" "Иди". Кварник в Москве на Соколе 26.12.2009

***

Одну из граней своей миссии даждевцы называют «сталкерской»: «Мы хотим поделиться тем, что уже нашли, - пишет Дмитрий Студеный, - показать реальный выход из любой «тупиковой» ситуации, протоптать свою тропочку к узким вратам Света»:

 

И дорогу осилит хромой

По лесенкам да виражам

И вот уже по прямой

Бежит к пределам душа

Родится сполох во мгле

Прольется маслом вдали

Качает мир Вифлеем

Венчает Иерусалим

 

(Алексей Вдовин, группа «Недра»)

 

 

Официальный  сайт содружества «Даждь»: http://dajd.ru/

Расписание концертов: http://dajd.ru/afisha/

Группа Вконтакте: http://vkontakte.ru/club1580995

  • dajd_ru  - сообщество, посвященное содружеству
  • paruslov - сообщество, посвящённое альманаху «Паруслов»

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале