III. Концертная деятельность

В ходе подготовки к поездке в качестве модели основного мероприятия, не связанного с богослужебной деятельностью, мы рассматривали миссионерский концерт. Этот термин, как и прежде, мы сознательно использовали не только в рабочем порядке, но и публично – прежде всего, чтобы не отпугнуть людей невоцерковленных, светских, для которых иные темы говорили бы о «слишком церковном» характере мероприятия. Кроме того, нужно заметить, что иными устоявшимися терминами, получившими широкое распространение в соответствующей сфере, определить жанр упомянутого мероприятия очень трудно.

Как подсказывал нам опыт, лучше всего принимался и усваивался аудиторией миссионерский концерт, разбитый на две части. В первой хором исполнялись преимущественно духовные произведения (см. Приложение 2), перемежаемые краткими устными рассказами миссионеров о смысле данного песнопения, празднике, которому оно посвящено, или духовном пути его автора. Вторую часть концертной программы можно назвать светской: для нее был характерен весьма широкий разброс тем, музыкальных стилей и техники исполнения песнопений, каждое из которых, так или иначе, отражало любовь человека к Богу, Родине, ближним. В качестве связующего звена между двумя частями программы мы часто использовали Государственный Гимн Российской Федерации, исполняемый хором без музыкального сопровождения. Поскольку в костромских поездках вторая часть воспринималась аудиторией гораздо живее первой, что обуславливалось как субъективными, так и объективными причинами, на этот раз мы освободили базовую программу миссионерского концерта от продолжительных и сложных для неподготовленных слушателей музыкальных произведений.

Отчетная поездка в целом показала разумность и оправданность такого подхода. За 12 дней пребывания вне краевого центра мы дали 12 концертов (см. Приложение 1), и вне зависимости от предоставленных местными администрациями концертных площадок (городской кинотеатр, сельский Дом культуры, актовый зал Детского дома, деревенская лужайка) слушатели принимали наши выступления благосклонно. Суммарная аудитория концертов составила 740 человек, что, имея в виду неразвитость и однобокость форм культурной жизни в глубинке Алтайского края, следует признать успехом.

Среди трудно предсказуемых факторов, оказавших негативное влияние на посещаемость концертов, можно отметить сильно развитое в данном регионе предубеждение о миссионерстве вообще и миссионерстве христианском как об атрибуте чужеродной культуры, априори исходящем с Запада. «А мы думали, что это опять иеговисты приехали», — признавались посетители, едва ли не случайно забредавшие на некоторые концерты. Разумеется, такое бывало в тех точках, где мы не имели возможности прожить хотя бы три-четыре дня и где задачи информирования о целях и задачах нашего визита возлагались на местных представителей. В то же время в ходе поездки явно проявилась сильная зависимость от начальства (а кое-где даже косность) организаторов мероприятий на местах. Из-за их несамостоятельности пришлось отменить некоторые запланированные концерты, что привело к холостым переездам миссионерской группы и, в конечном счете, к серьезной потере времени (подобные инциденты имели место в Солонешном и в Березовке). Кроме того, при организации подобных мероприятий в будущем следует принимать во внимание сильную неравномерность транспортной инфраструктуры региона, которая не всегда очевидна даже при условии хорошей предварительной организации. Так, на месте стало ясно, что проехать в села Черный Ануй и Коробейниково на нашем автобусе невозможно, а иных транспортных средств под рукой не оказалось. В результате у нас не осталось другого выхода, как отменить все мероприятия в этих населенных пунктах.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале