Введение

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Ваше Святейшество!

Представляю Вашему вниманию отчет о состоявшейся по Вашему благословению миссионерской поездке группы духовенства и прихожан подворья Вашего Святейшества храма святой мученицы Татианы при МГУ. Поездка состоялась с 29 июня по 13 июля 2003 года и проходила на территории Костромской епархии.

Выбор Костромской епархии для проведения миссионерской поездки проистек из нашего опыта сотрудничества с архиепископом Костромским и Галичским Александром как председателем Синодального отдела по делам молодежи. Это сотрудничество выражалось в совместных проектах по издательской деятельности, в проведении Фестиваля православной молодежи в сентябре 2002 года, а также в участии нашего прихода в различных начинаниях Отдела. Само обращение к архиепископу Александру стало естественным, потому что Костромская епархия не так удалена от Москвы, что сказывалось на снижении материальных расходов по поездке и давало возможность выехать большей группой, чем это можно было бы совершить в более удаленные места. С другой стороны, Костромская епархия очень обширна — самая дальняя точка епархии (село Боговарово) дальше от Костромы, чем Кострома от Москвы. Костромская епархия — это традиционная российская глубинка, посещение которой и ставилось задачей.

Перед тем, как организовать эту миссионерскую поездку, мы изучали доступные нам образцы миссионерской деятельности. Мы знали об опыте путешествий на кораблях, которые осуществлялись по Дону, по Иртышу и другим рекам, о миссионерских поездах. Во всех изученных нами поездках делался акцент на посещение мест, где вовсе нет храмов.

В итоге, в качестве основных типов мероприятий нашей поездки были определены:

  • Миссионерский концерт, как основная форма;
  • Лекция с показами диапозитивов;
  • Вопросы священнику;
  • Свободная раздача духовной литературы, икон и крестиков.

Отчасти название «миссионерский концерт» было применено для того, чтобы не отпугнуть людей невоцерковлённых, светских, для которых иные темы говорили бы о «слишком церковном» характере мероприятия, а с другой стороны, надо сказать, что пока у нас действительно нет точного термина, чтобы определить жанр этого мероприятия.

Миссионерский концерт

Данная миссионерская поездка отличалась от всех тех, с которыми мы были знакомы. Мы не ехали в места, где нет вовсе храмов, мы не ехали с целью крестить людей некрещеных, отпевать неотпетых, повенчать неповенчанных. Основной целью нашей поездки было не создание каких-то новых структур (приходов, объединений) в епархии, а побуждение латентных к активному проявлению православия на тех конкретных приходах, которые есть в данных местах. То есть мы хотели вдохнуть жизнь в то, что уже существует. Главная задача — активизация церковной жизни в далеких от центра местах Костромской Епархии, свидетельство о Православии не как о «религии старых женщин» и профессионально определенных на служение священников и не как о религии, к которой нужно прибегать при некоторых важнейших церковно-жизненных случаях (крестинах, отпеваниях и пр.), а как о целостном жизненном мировоззрении и целостной системе нашего поведения, возвращение людей к традиции, к которой они и так осознают себя принадлежащими, но только осознают пассивно или это проявляется у них несколько раз в жизни (крещение-венчание-отпевание). Это было свидетельство, обращенное по преимуществу через молодых людей, студентов или выпускников московских вузов, духовных и светских, но в тех местах, где отвыкли видеть такой лик Православия.

Каждое наше мероприятие состояло из свидетельства о Православии через словесное обращение, обращение языком церковных песнопений и достойных произведений светской музыкальной культуры. Ответы на вопросы зала были, как правило, в более крупных местах, там, где было больше населения или в местах наиболее удаленных от центра. Раздача духовной литературы, икон и крестиков осуществлялась там, где в этом была объективная необходимость.

Такая форма мероприятий была выбрана исходя из специфики возможностей прихода, которая состоит в достаточно высоком образовательном уровне прихожан, высокой степени воцерковленности и возможности, соответственно, словесного обращения, несмотря на достаточно молодой возраст, с разговором о Православии. С другой стороны это определялось тем, что на приходе одно из наиболее активных и действующих начинаний — это Школа духовного пения, которая аккумулирует силы молодых прихожан вокруг как церковного, так и светского пения. Эта форма, как представляется, для нашего прихода наиболее реализуема.

Только соединение церковной составляющей с позитивной составляющей светской культуры приносило миссионерский эффект. Отдельно церковное мероприятие привлекло бы гораздо меньше людей, а светское мероприятие без церковного, может быть, привлекло бы и больше людей, но не дало бы никакого эффекта с точки зрения свидетельства о Православии.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале