Мученик Михаил Новоселов

Новоселов Михаил Александрович родился в 1864 в с. Бабье Тверской губернии. Его мать и отец были из семей священников. Отец — известный педагог, под руководством которого Михаил получил хорошее образование. К моменту окончания историко-филологического факультета Московского университета, он был горячо увлечен идеями Л. Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет через своего отца. В дневниках и письмах Л. Н. Толстого часто встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил решает на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни — жить на земле трудом своих рук. Он на свои деньги покупает землю и создает одну из первых в России толстовских земледельческих общин, которая просуществовала два года и показала нежизнеспособность подобных идей. К 30-ти годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в Церковь. Этому способствовала дружба с В. С. Соловьевым. В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил сближается с о. Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь. Обретя истину и Бога в лоне Православной Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил ей.

27 декабря 1887 арестован в Москве за организацию нелегального кружка и издание нелегальной литературы. В то время власти плохо разбирались в отличиях между религиозными и революционными сообществами, поэтому часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим способом брошюры Толстого «Николай Палкин» — о бесчеловечности царствования Николая I, найденной при обыске, грозило ему ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству Л. Н. Толстого. В начале февраля 1888 г. он был выпущен под гласный надзор полиции без права проживания в столицах.

В 1902 в г. Вышний Волочек Тверской губернии публикует брошюру «Забытый путь опытного Богопознания». Этим выпуском началось издание новоселовской Религиозно-философской библиотеки, главной целью которой было привлечь внимание к великим духовным сокровищам, добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и выводя читателя на просторы духовного познания через благодать.

В 1907 г. создает кружок, названный «Кружком ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви», в который вошли его ближайшие друзья (священники о. Павел Флоренский и о. Иосиф Фудель, Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов, Ф. К. Андреев). Кружок обычно собирался на квартире Михаила Алексеевича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя. Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он пользовался покровительством ректора МДА еп. Феодора (Позднеевского) и духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни. Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Писания и Предания. Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный добрый характер, за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К. С. Родионова: «Это было чисто православное общество, а М. А. Новоселов был идейным руководителем Православия в Москве».

Являлся членом Временного Совета объединенных приходов г. Москвы. В феврале 1918 г. этим Советом была выпущена листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборной власти. Новоселов продолжает работать в области духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов.

Издательская деятельность продолжалась до революции. Всего вышло 39 выпусков «РФБ», кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и «Листки РФБ», которые выходили двумя сериями: первая («Семена царствия Божия») состояла из писаний святых отцов; вторая («Русская религиозная мысль») содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых (всего вышло более 80 листков).

Пишет «Письма к друзьям» с 1922 по 1927 г., когда церковь была вне закона и оцепеневшая от страха страна погрузилась в глухое молчание. А за горячее слово о христианской вере можно было заплатить не только свободой, но и жизнью. В то время «письма» распространялись в самиздате.

12 августа 1922 в Москве была произведена попытка ареста, ордер был подписан заместителем председателя ГПУ Генрихом Ягодой. Но Михаил Александрович находился в тот момент в Оптиной Пустыни. Обыск не дал желаемых властям результатов. 19 марта 1923 г. дело было прекращено и сдано в архив. Последующие годы, до ареста в 1928 г., Новоселов жил на нелегальном положении, продолжая работать на ниве церковной.

В 1928 арестован как один из организаторов и идеологов движения «непоминающих». 17 мая 1929 особым совещанием при коллегии ОГПУ осужден по статье 58.10 на 3 года лишения свободы. 12 сентября 1931 осужден на 8 лет лишения свободы. 7 февраля 1937 за контрреволюционную деятельность осужден на 3 года лишения свободы. Как особо опасный элемент отбывал срок не в лагере. Новый срок дважды получал уже в тюрьме. 17 января 1938 приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме, но сведений о приведении приговора в исполнение нет. Дальнейших документальных сведений о его судьбе нет. По неподтвержденным сведениям, которые приводит в книге прот. М. Польский, Новоселов в 1938 г. был отправлен в Сибирь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале