Репортаж о втором дне фестиваля «Обретенное поколение»

Репортаж о втором дне фестиваля «Обретенное поколение», который проходил в храме мученицы Татианы. В репортаже приведены основные тезисы докладов участников фестиваля.

Репортаж о втором дне фестиваля «Обретенное поколение», который проходил в храме мученицы Татианы. В репортаже приведены основные тезисы докладов участников фестиваля.

Выступление о. Александра Сироткина (Витебск, Беларусь)

Отец Александр Сироткин рассказал о прорыве, произошедшем на сегодняшний день в отношениях Церкви и руководства Белоруссии. До 2003 г. сложности были связаны с тем, что закон о религиозных организациях не позволял проводить в учебных заведениях никакой «культово-обрядной практики». В отсутствие законодательной базы университетская община, возглавляемая о. Александром, на все просьбы к ректорату о создании домового храма получала отказ. На данный момент, после принятия новой редакции закона о религиозных организациях и национальных меньшинствах Белоруссии, ситуация изменилась: общине передали участок земли на территории университета, где в начале сентября будет заложен новый храм. Сейчас на этом месте служатся молебны и акафисты.

Сегодня законодательная база для сотрудничества Церкви и государства создана. Поскольку для того, чтобы быть зарегистрированной на территории Белоруссии, религиозная община должна просуществовать не менее 20 лет, логично, что самое многочисленное и органичное для белорусской культуры Православие отвечает необходимым требованиям закона.

В Витебской епархии идет активное внедрение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственного воспитания». По сути, курс реализует задачи многострадальных «Основ православной культуры» и является идентичным по содержанию. Подобное название курса было некоторой хитростью, которое помогло не оттолкнуть чрезмерно «щепетильных» белорусских чиновников.

Следует отметить, что в структуре государственного аппарата республики на уровне городских, районных, областных администраций существуют так называемые Советы по делам религий, в штате которых должен быть специалист-религиовед (теолог). Кем он будет – православным? католиком? протестантом? Любому понятно, что цена этих людей велика. По благословению Владыки Экзарха в Витебском педагогическом университете создана специальность «теология». Предполагается, что выпускники, получившие эту специальность, будут работать в данных институциях. В настоящий момент готовится группа из 20 человек, ребята учатся уже на 3 курсе.

Отец Александр рассказал о собственных достижениях в миссионерской деятельности. Поделился опытом привлечения невоцерковленных студентов педагогического университета к работе в православном оздоровительном лагере в качестве воспитателей. В течение 3 смен «плечом к плечу» студенты стояли на молитве, ходили в храм с детьми на Литургию, читали правило и открывали для себя новый мир молитвы — мир, где происходит преображение души.

Для работы все в том же летнем лагере в качестве эксперимента были привлечены профессиональные хореографы, которые открыли детям вальс, мазурку, народные танцы. Хотя первоначально идея «танцев» вызывала предсказуемый православный скепсис, она, несмотря ни на что, пользовалась успехом. Ребята вместе с педагогами подготовили целую постановку – белорусское народное гуляние. Студенты, многие из которых играли в КВНах, в студенческом театре, вдруг открыли для себя богатую культуру своего народа: культуру нравственную, духовную, культуру православную.

Одной из не менее интересных и плодотворных идей было проведение в этом году в Витебске фестиваля авторской песни среди православной молодежи (кстати, на той же площадке, где ежегодно проводится «Славянский базар»), завершившегося крестным ходом в Смоленск.

Но главное, что ситуация с университетской домовой церковью в Витебске сдвинулась с мертвой точки. Теперь, когда Церковь подписала соглашения уже с 15 министерствами и ведомствами, и, прежде всего – с министерством образования – когда разработана конкретная программа сотрудничества Церкви и государства в области образования, ни один чиновник, ни один ректор не может просто отмахнуться от пришедшего к нему священника. «Сегодня, по словам одного выдающегося церковного деятеля, золотое время для Церкви прошло, — подытоживает о. Александр, — наступило время закона и законодательства!»

Главным камнем преткновения по-прежнему остается то, что большинство университетских студентов обретаются за церковной оградой, их сердца не горят интересом к Православию, что частично можно объяснить чрезмерной занятостью и загруженностью учащихся, но о. Александр уповает, что семя, упавшее на камень, — все-таки не зря брошенное семя. Ведь «камнями тоже надо кому-то заниматься».

Поскольку о. Александр обозначил очень важную на сегодняшний момент проблему — недостаток литературы миссионерского (в широком смысле) содержания – то после его выступления участники фестиваля, занялись устным составлением списка такой литературы. Каждый внес свою лепту, и в результате в него вошли такие известные художественные и богословско-публицистические произведения как весьма и весьма востребованные романы Юлии Вознесенской и работы дьякона Андрея Кураева, «Пасха красная» и «Отец Арсений», «Диалоги» прот. Валентина Свенцицкого и труды проф. А. И. Осипова, проповеди и беседы свт. Николая Сербского и митр. Антония Сурожского, труды и жизнеописание свт. Луки (Войно-Ясенецкого), «О вере, неверии и сомнении» мтрп. Вениамина (Федченкова) и «Лето Господне» И. А. Шмелева, «Хроники Нарнии» К. Льюиса и эссе Г. К. Честертона, работы о. Артемия Владимирова и «Миссионерские листки» еп. Александра (Милеанта), проповеди и труды о. Александра Шмемана и только-только выходящие «Записки миссионера» игум. Августина (Анисимова).

Выступление протоиерея Максима Козлова (Москва)

К сожалению, мы должны признать, что та работа среди молодого поколения, которая сегодня ведется, недостаточна, а ее методы зачастую малоэффективны. Эту мысль, завершившую выступление о. Александра Сироткина (Витебск), полемически заострил ведущий заседание прот. Максим Козлов: «Мы строим храмы при вузах, а на самом деле в них не так много молодежи». В возникшей после выступления о. Александра дискуссии, о. Максим, основываясь на десятилетнем опыте существования прихода храма св. мц. Татианы при МГУ, отметил, что при всех позитивных моментах (легитимизации идеи домового храма, выстроенных отношениях с вузом и государством), есть а) цена, которую мы за это заплатили, и б) то, что мы определенно не смогли сделать, и, главное, пока не известно, как это сделать. Цена за легитимизацию деятельности в стенах Университета – это, может быть, в какой-то мере отражение той цены, которую Церковь платит за обретение нового статуса в государстве. Мы, считает о. Максим, стали, в общем-то, вписываемыми; нас перестали бояться как 10 лет назад, когда идея создания домового храма стойко ассоциировалась у ректората с экспансией «православных бабок» и «юродивых». Теперь этого нет. Но сегодня, через 10 лет, как никогда хочется совершить какой-нибудь «юродивый поступок» – чтобы они перестали воспринимать нас как некую часть мира, благополучно в этот мир встроенную.

Это оборотная сторона упорядоченных отношений: мы становимся частью новой системы. И это начинает внутренне беспокоить. Есть подспудное опасение: как бы нам не стать ведомством православного исповедования в новой редакции.

И есть еще одна проблема, считает о. Максим. Мы создали довольно хорошую ситуацию здесь, внутри этого храма: тут довольно много молодых людей, двери храма открыты. У нас есть своя газета, сайт. Мы, с одной стороны, открыли нашу точку в Университете, центр нашей деятельности. Обложили его книжками, газетой, интернетом. Но сказать, что мы стали домовым храмом по отношению к ныне существующему реальному студенчеству Университета, мы не можем. И неизвестно, как это сделать. Как пробиться через эти 3-5 % воцерковленных православных в нашем обществе? Что нужно сделать, чтобы этот процент начал подниматься?

Единственно, чего мы достигли, — научились существовать рядом с Университетом, более или менее специализируясь на работе со студентами, не мешая людям, приходящим сюда, оказаться в ограде церковной. Но как их находить внутри Университета и как их светских, не имеющих тяги к Православию, привести к Богу, в Церковь – этому мы не научились. На самом-то деле, чтобы по-хорошему работать, нужно создать домовый храм при факультете.

Выступление о. Святослава Худовекова (Смоленск)

Участники фестиваля, включившись в дискуссию, высказывали свои предложения и наработки по обретению поколения. В частности, апеллировали к мировому опыту воспитания молодежи.

Так, о. Святослав Худовеков (Смоленск) считает, что самым естественным и простым выходом из ситуации было бы создание студенческих клубов при факультете или в общежитии, либо студенческих мобильных миссионерских групп. Последние могут формироваться вокруг одного человека, работа которого может оплачиваться. Мобильная группа организует тематические встречи студентов, приглашая интересующего их специалиста со стороны. Например, занятия по изучению Священного Писания или мировой культуры. Преимущество мобильной группы в том, что она действует изнутри, применяясь к особенностям каждого конкретного факультета. Это традиционный для Америки и Европы способ конфессиональной работы со студентами.

Выступление о. Александра Пелина (Саранск)

О. Александр Пелин (Саранск) обратил внимание собравшихся на концепцию воспитания молодежи, разработанную ООН. Этот документ содержит очень полезную, на взгляд о. Александра, идею – больше внимания уделять малым группам, которые и формируют систему ценностей современной молодежи. Такими группами могут быть как байкеры, так и археологи или филологи. С такими группами и надо работать в первую очередь. В качестве примера о. Александр привел близкую ему по личному опыту ситуацию с клубами исторического фехтования и реконструкции. Возрождение язычества в таких клубах – тенденция пугающая, но, увы, реально набирающая силу в наши дни. Она свидетельствует об отсутствии концепции, объединяющей молодых людей, отсутствии воспитательной идеи при организации историко-патриотического клуба. Если бы Церковь дала этим людям – и, прежде всего, их лидеру – такую идею, смогла бы повернуть их к Богу, усвоить себе подобные объединения, она достигла бы ощутимых результатов.

Заключение

В завершение предобеденной части 2-го дня фестиваля прот. Максим Козлов вручил дипломы премии «Обретенное поколение» следующим участникам:

Архим. Гавриилу (Кризину), прот. Димитрию Муратову, иер. Дионисию Дунаеву, иер. Александру Комбак, протодьякону Максиму Логвинову, Масесову Алексею Геннадьевичу, Городец Артуру, Пурлову Владимиру, Никулину Сергию, иер. Александру Ионову, иер. Алексею Абрамову, Серветовой Маргарите Николаевне, Сапрыкиной Анне Алексеевне, Молчанову Петру Евгеньевичу, Крапчатову Олегу Николаевичу, Захарову Андрею Ивановичу, Польщиковой Елене Ивановне, Воробьевой Тамаре Серафимовне, Перкиной Екатерине Валентиновне, Ефремову Илье Борисовичу, Шалычанову Андрею Евгеньевичу, Моисеевой Татьяне Игоревне, Чаплыкиной Наталье Владимировне, Звонко Антонине Ивановне, Петейко Александру Владимировичу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале