«Необходимо увидеть «царский путь» между эсхатологической напряженностью и гипероптимизмом»
Завершилась международная богословская конференция «Эсхатологическое учение Церкви», которая проходила с 14 по 17 ноября 2005 года в гостинице Свято-Данилова монастыря. Это крупнейший международный богословский форум, в котором приняли участие видные отечественные и зарубежные богословы — представители Духовных академий и теологических факультетов университетов Европы, США, Австралии. На конференции обсуждались проблемы не только церковной жизни, но и современного общества в целом. Например, прошел круглый стол, посвященный православному отношению к проблемам глобализации.
Завершилась международная богословская конференция «Эсхатологическое учение Церкви», которая проходила с 14 по 17 ноября 2005 года в гостинице Свято-Данилова монастыря. Это крупнейший международный богословский форум, в котором приняли участие видные отечественные и зарубежные богословы — представители Духовных академий и теологических факультетов университетов Европы, США, Австралии. На конференции обсуждались проблемы не только церковной жизни, но и современного общества в целом. Например, прошел круглый стол, посвященный православному отношению к проблемам глобализации.
Вот что сказал о значении конференции ее участник, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов в интервью коррепонденту сайта Православие. Ru Василию Писаревскому.
— Отец Максим, в чем, по Вашему мнению, актуальность этой богословской конференции?
— Конференция, несомненно, очень и очень важна. Важна, потому что тема эсхатологии, может быть, наряду с учением о Церкви, является самой болезненной и самой актуальной для современного церковного сознания — от высокобогословского уровня до того, что волнует множество простых православных верующих. Сейчас постоянно встречаются два известных соблазна. Во-первых, эсхатологический гипероптимизм — «мол, все равно все спасутся», это во многом результат протестантского влияния — хотя бы на уровне массового сознания. Во-вторых, эсхатологическая напряженность, склонная видеть знамения ближайшего пришествия антихриста в любых изменениях современных технологий.
Необходимо увидеть середину между этими двумя крайностями «царский путь» православного богословия. Вглядываясь в разные аспекты церковной традиции — от библеистики до трудов современных подвижников благочестия, — мы будем иметь если не окончательный вывод, то, по крайней мере, гораздо более широкий фундамент для будущих трезвых заключений на эту тему.
— Могут ли результаты конференции оказать увещевательное влияние на людей, живущих напряженными эсхатологическими ожиданиями и нагнетающими нездоровый ажиотаж вокруг этой проблематики?
— Полагаю, что материалы конференции могут дать каноническим структурам нашей Церкви, Священноначалию инструментарий для формулирования выводов, опирающихся на церковное предание. В этом смысле влияние Церкви на людей вовсе безумных может иметь место.
— Будет ли способствовать данная конференция донесению до нашего общества церковной позиции по вопросам эсхатологии?
— Это будет зависеть от того, насколько результаты этой и подобных конференций будут оказываться актуальным информационным поводом для СМИ. Поэтому здесь задача православных СМИ, в том числе православных сайтов, очень велика. Важно, чтобы церковная позиция, выражающая «сonsensus patro» — согласие отцов, доносилась и до церковного народа, и до интересующихся жизнью Церкви слоев нашего общества.
Православие.Ru