Что есть истина?
На вопросы журнала «Золотой лев» отвечает настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ, доцент Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
На вопросы журнала «Золотой лев» отвечает настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ, доцент Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
— Как выглядит современное телевидение с точки зрения православного человека, с точки зрения священника и богослова?
— Необходимо помнить слова Максима Исповедника, который говорил, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. Не нужно демонизировать никакие проявления материальной, технической и даже духовной культуры — они есть своего рода инструмент. Безусловно, сказанное одним из отцов Церкви относится и к телевидению.
Будучи нейтральным само себе, в наше время, на мой взгляд, оно объективно в большей степени служит духовно-наркотизирующим средством, нежели чем-то таким, что несет пользу. И это касается не столько бессмысленно-развлекательного вещания или объема, прямо развращающего, или объема, будящего инстинкты враждебности, насаждающего жестокость, сколько общей подачи информации. А она такова, что человек усваивает тип мышления и образный ряд, несущие в себе, во-первых, стандартизацию, во-вторых, пошлость, в-третьих, разрушение умственной способности (навязываются готовые рецепты, причем на самом поверхностном уровне), в-четвертых, и это общее явление современного массового сознания, телевидение достаточно последовательно в своей совокупности утверждает релятивизм ценностей. Последнее для православного человека более всего неприемлемо.
Содержание сетки вещания, насыщенность ее разговорными, как бы дискуссионными программами, всевозможными ток-шоу в результирующем итоге подводят смотрящего, а точнее, погруженного в телевизионный поток потребителя к мысли о конечной бессмысленности всех истин, всех позиций. «Да все врут,— резюмирует простой зритель, — врут газеты, врет телевидение, политики врут, врут и красуются деятели шоу-бизнеса, масскультуры». Ну а значит, и «попы врут», и вообще «все врут».
— Очевидно, здесь мы часто сталкиваемся с определенной технологией, когда духовное лицо, настоящий мыслитель, писатель вводятся в один контекст с другими, сомнительными участниками передачи…
— Отсюда понятно, что православному человеку, неважно — священнику или мирянину, в таких вещах лучше не участвовать. Или участвовать каким-то особенным образом.
— Но здесь всегда возникает дилемма, ведь обязанность христианина — донести какие-то истины.
— Понимаете, не всегда возможно что-либо донести. Нужен большой духовный опыт, способность нетривиального поведения.
— Какую бы тенденцию в работе телевидения вы бы выделили как наиболее тревожную?
— Мне кажется, что одной из самых опасных доминант современного телеэфира, и не только, кстати, российского, является пошлость, которая там господствует. В данном случае под пошлостью мы должны понимать мелкость мысли, мелкость чувствования, банальность вкусовых предпочтений, руководство в своем поведении нижайшими инстинктами, условными рефлексами. Все названное выдается за единственно возможную норму бытия человека. Когда верх счастья — попадание в мирок окружения Киркорова и Примадонны, иное предельное счастье — выигрыш большой или даже небольшой суммы денег, прогулка на Канары.
Почему я говорю именно об этом, а не о пропаганде какого-нибудь «сатанизма», злодейства и тому подобного? Лукавый, враг рода человеческого, он ведь прежде всего пошляк. Ведь ад, по Достоевскому,— баня с тараканами. Не яркие ужасы какие-то. Зло не нужно приукрашивать в плане его мефистолизирования. Зло по большей части именно мелко и пошло применительно к большинству людей. Даже если мы будем оценивать то, чем руководствовались многие злодеи и равнодушные при величайшей трагедии мира — при предании Сына Божия на распятие, у большинства из них не было никаких глубин мефистофелевских. Одному нужно было, хотелось больше денег, другой желал остаться чиновником и дальше делать свою карьеру и т. п.
— Как вы относитесь к возможности создания православного канала? Православного христианского ТВ?
— Пытался найти аналоги, образцы у западных конфессий, которые дольше нас находятся в ситуации свободного медиарынка. Надо сказать, не нашел ничего убедительного. Содержание в основном разочаровывает — передача богослужений, учебно-катехизические программы, историко-просветительные документальные фильмы, приглашение деятелей культуры, являющихся представителями той или иной конфессии. Скучно до невозможности. Конечно, в идеале и перспективе православный телеканал, если таковой возникнет, должен не быть ограничен собственно религиозными сюжетами, но быть способным осветить феномен современной жизни от политики до культуры с христианских позиций.
Представить себе такого рода прессу легче. Допустим, еженедельную газету. Для ТВ это очень сложная задача — вещать 18 часов в сутки с позиций последовательно христианского мировоззрения.
Гораздо важнее расширение ареала передач с христианским контекстом, несущих христианскую культуру на привычном для нас телевидении. Причем здесь важно помнить слова А. Ф. Лосева о культуре как о системе запретов. Чтобы русский язык был литературным, чтобы дискуссия шла без перехода на личности и навешивания ярлыков, если обращение к истории, то компетентное, а не по Фоменко и Носовскому, если видеоряд, то корректный. Христианская религия вообще достаточно универсальна и может найти себе место в самых различных сегментах вещания.
— А можно ли вообще православному человеку смотреть телевизор?
— Я бы сказал так: не необходимо. Можно смотреть, не переходя пределов, чтобы не стать рабом привычки. Здесь как и с любой другой страстной привязанностью. Нет греха выпить с друзьями в праздничный день несколько бокалов хорошего вина или даже чего покрепче. Но если банальное пиво хочется пить понемногу, но каждый вечер — следует отказаться. Если без привычного просмотра вечерних новостей день спокойно не заканчивается — нужно отказаться от этого просмотра. Смотрите, но не становитесь рабами телевидения. Здесь трезвой мерой был бы отказ от телевизора на время церковных постов. Хотя бы в Великий пост и на каждой неделе — в среду и пятницу.
Журнал «Золотой лев»