Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Аудиозапись богослужения на Благовещение Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим. В запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.

В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.

Содержание

Сторона А — Благовещение Пресвятой Богородицы

Из Вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
2. Стихиры на стиховне

Из Утрени:
3. «Бог Господь и явися нам». Тропарь воскресный. Тропарь Кресту. Кондак праздника
4. Величание «Архангельский глас»
5. Тропари воскресные «Ангельский собор» (переложение П. Чеснокова)
6. Прокимен
7. Евангелие (Лк. 1:39-49,56)
8. Проповедь (прот. Максим Козлов)
9. Катавасия праздника. 1-ая песнь.
10. Песнь Богородицы «Величит душа моя…» (Знамен. распев)
11. Стихиры на хвалитех
12. Вынос Креста. Тропарь Кресту. Тропарь на поклонение Кресту.

Сторона Б — Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Из Вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
2. Паремии
3. Стихиры на литии
4. Стихиры на стиховне
5. Тропарь праздника

Из Утрени:
6. «Бог Господь и явися нам». Тропарь и кондак праздника
7. Величание
8. Прокимен
9. Евангелие (Мф. XXI:1-11,15-17)
10. Освящение ваий
11. Проповедь (прот. Максим Козлов)

Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля (25 марта)

Этот праздник посвящен явлению архангела Гавриила благовестника тайн Божиих Деве Марии. Об этом событии повествует Евангелие от Луки (I:26-38).

Пресвятая Дева была посвящена Господу Ее родителями праведными Иоакимом и Анной и с 3 до 15 лет жила при Иерусалимском храме. Когда пришло время оставить храм, Она была обручена благочестивому старцу Иосифу. Своему дальнему родственнику и поселилась в его доме в городе Назарете. Здесь совершилось Благовещение — архангел Гавриил принес Деве Марии радостную благую весть о грядущем Рождестве Христовом непостижимом таинстве рождения Сына Божия Спасителя мира. Предреченное архангелом имя — Иисус — означает Спаситель.

Духовное значение праздника огромно. «…Сын Божий делается Сыном человеческим чтобы восприняв Самому худшее, то есть нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Свершается предсказание пророка Исайи, сделанное еще в VIII веке до Рождества Христова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. VII:14). Через Деву пришло спасение миру. «…Бог человеком соединяется… Мир разрешися первыя клятвы…» (из богослужения в честь Благовещения). Бог воплощается и принимает плоть — небо и земля соединяются. Но для того, что бы произошло чудо, нужно чтобы человек дал согласие на действия Бога. И после согласия Марии: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. I:38), благовестие исполняется. В славянском языке рабом называя себя человек, который отдал свою жизнь и волю другому. Через Деву, посвятившую Свою жизнь волю и судьбу Богу, пришел в мир Ребенок, Который навсегда сделал бессильными все силы зла. Она стала не только Матерью Сына Божьего, но и нашей Матерью, Ходатаицей, Заступницей и Покровом.

По времени установления Благовещение Пресвятой богородицы — один из самых древнейших двунадесятых праздников. Об этом свидетельствуют беседы, произнесенные в честь этого праздника свв. Григорием Чудотворцем (III в.), Афанасием Великим и Иоанном Златоустом (IV в.). С середины VII века окончательно закрепилась дата празднования — 7 апреля (25 марта), за 9 месяцев до Рождества Христова.

На Русь праздник Благовещения пришел в X веке вместе с принятием христианства. По старинному русскому обычаю в этот день выпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

В 2002 году праздник Благовещения пришелся на Крестопоклонную неделю Великого поста, что отразилось и в песнопениях праздничного Всенощного бдения.

Тропарь, глас 4-й

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й

Избранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невеста Неневестная.

О празднике Входа Господеня в Иерусалим, Вербном Воскресенье
28 (15) апреля

За неделю до Светлого Христова Воскресения совершается праздник в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Это переходящий праздник, то есть его дата зависит от дня празднования Пасхи, который меняется каждый год.

В этот день единственный раз в своей земной жизни Христос был признан народом как царь и встречен как царь. Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до того. Это великое чудо стало известно далеко за пределами Вифании и многие увидев Лазаря живым, уверовали в Господа Иисуса Христа. Самый Вход Господень совершен был необычайно тожественно. Утром Иисус повелевает двум Своим ученикам привести из ближайшего селения «…осля и жребя…». Во исполнение пророчества «…се Царь твоей грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле…» (Зах. IX:9), Господь въезжает в Иерусалим, встречаемый множеством народа, пришедшим на праздник Пасхи. Народ единодушно воздает Ему почести, достойные Царя — постилает на пути Его одежды и пальмовые ветви, восклицая: «…осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. XXI:8-9). Вступив в Иерусалим, Господь являет Свою царскую власть в Иерусалимском храме, изгоняя из него торговцев, исцеляет всех страждущих, приступивших к нему там. Все повинуется и служит Ему, как своему Творцу, Господу и Царю.

И перед Входом и при самом Входе Иисус Христос показывает, что ему известно о предстоящей Голгофе. Он шествует в Иерусалим на страдания и смерть добровольно. Те же люди, которые радостно приветствовали Господа, будут требовать Его смерти через несколько дней.

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле — царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Тропарь, глас 1-й

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале