Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.
В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.
Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.
Содержание
Сторона А — Рождество Пресвятой Богородицы
(из праздничной Литургии)
1. Благослови, душе моя, Господа
2. Малая ектения
3. Тропарь праздника
4. Кондак праздника
5. Евангелие
6. Проповедь
7. Величание
Сторона В — Воздвижение Честного Животворящего Креста
(из праздничной Литургии)
1. Тропарь праздника
2. Входной стих
3. Тропарь праздника
4. Кондак праздника
5. Евангелие
6. Проповедь
7. Величание
Запись богослужений произведена в храме св. мц. Татианы Московского университета 21 и 27 сентября 2001 года.
Регент хора — Екатерина Малеина.
О празднике Рождества Пресвятой Богородицы
21 (8) сентября
В православном богослужении особо прославляется Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Это объясняется тем исключительным местом которое занимает Божия Матерь по отношению ко Христу и роду человеческому. Она удостоилась вместить в Себя Слово Божие и стала поистине живой иконой Церкви. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Богородицы.
Богослужение этого дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для ее родителей Иоакима и Анны, но и для всей вселенной. Рождается Матерь Божия — мост жизни, вводящий нас в вечность предвестие грядущего спасения людей. Этой идеей пронизано все богослужение праздника. Во всех песнопениях слышится призыв к радости. Святой Иоанн Дамаскин в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало всех праздников. День Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».
Событие Рождества Богородицы сохранено священным преданием Церкви. Оно гласит, что родители Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна жили в Назарете и были потомками царя Давида. Известны же они были не древностью рода, а своим милосердием и кротостью. По особому обетованию Божию уже в преклонные годы, после долгих лет неплодства и связанных с этим поношений и скорби, они родили Дочь. Имя Ее — Мария, что означает «госпожа», было предуказано Ангелом, возвестившим Иоакиму и Анне и о самом Ее Рождении.
Время установления праздника неизвестно, но упоминания о нем встречаются уже в V веке. Песнопения Рождества Богородицы начали составлять с VI века. Авторами большинства из них являются свв. Андреи Критский (VII в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.).
Богородичные праздники всегда особо почитались на Руси, которая наряду с Афоном и Иверией именуется уделом Пресвятой Богородицы. Множество чудотворных икон Ее было явлено в нашей стране с момента Крещения Руси.
Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешении избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
О празднике Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
27 (14) сентября
Этот праздник установлен в IV веке в память обретения подлинного Креста на котором был распят Спаситель.
В 326 году мать императора Константина византийская царица Елена едет в Иерусалим на поиски Креста Спасителя. По древнеиудейскому обычаю орудия казни зарывались вблизи самого места казни. Предание сообщает, что место его нахождения указал один престарелый иудей, который впоследствии стал христианским епископом. После долгих поисков в пещере под развалинами языческого храма обнаружили три креста и лежащую отдельно табличку с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Который же из них Крест Господень? По совету Иерусалимского Патриарха Макария их стали один за другим подносить к одной тяжко болящей женщине. От двух крестов ничего не произошло. Когда же возложили третий Крест, то она тотчас исцелилась. По преданию как раз в это время двигалась мимо похоронная процессия. После возложения третьего Креста, уже ознаменованного чудом, усопший ожил. Поэтому Крест Господень называют Животворящим. После свершившихся чудес люди хлынули на Голгофу, дабы поклониться Кресту, но многие даже не могли увидеть его. Тогда Патриарх Макарий несколько раз поднимал Крест Господень и показывал его всем на четыре стороны. Вот откуда появился удивительно красивый обряд воздвижения, то есть поднимания увитого цветами креста в церкви на праздничной всенощной этого дня.
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы Господа над лукавым, добра над злом, жизни над смертью.
Крест охраняет человека и привлекает к нам Божию помощь. Крест сопутствует человеку всю жизнь — от крещения до последнего удела.
Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, которое празднуется в самом начале церковного года, напоминает нам основу христианской жизни — добровольный крестный путь вослед за Христом.
Тропарь, глас 1-й
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4-й
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.