Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ф. М. Достоевский

Данное издание рекомендуется в качестве учебного пособия по курсам русской литературы для преподавателей школ, вузов, духовных учебных заведений. Представляет интерес для всех интересующихся литературным наследием Ф. М. Достоевского и русской культурой.

Дунаев Михаил Михайлович. Православие и русская литература. Ф. М. Достоевский. — М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. — 176 с.

ISBN 5-901836-05-7

Аннотация:

Данное издание рекомендуется в качестве учебного пособия по курсам русской литературы для преподавателей школ, вузов, духовных учебных заведений. Представляет интерес для всех интересующихся литературным наследием Ф. М. Достоевского и русской культурой.

В данной книге предлагается религиозное осмысление особенностей развития творчества Ф. М. Достоевского.

Оглавление:

1. Реализм Достоевского. Раннее творчество 4
2. Утверждение в православии 9
3. Обретение пути 18
4. «Преступление и наказание» 29
5. «Идиот» 71
6. «Бесы» 86
7. «Подросток» 96
8. «Братья Карамазовы» 108
9. «Дневник писателя» 133

Отрывок:

Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия — а романам Достоевского отказать в том невозможно — цитируется Священное Писание, то пренебречь этим — значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста. В «Преступлении и наказании» Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря (Ин. 11: 1-45).

Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел всего романа.

О воскрешённом Лазаре впервые напоминает Раскольникову следователь Порфирий Петрович, сопрягая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя (отчасти лишённый индивидуального отличия, Порфирий становится олицетворением некоего надличностного начала, которое направляет действия Раскольникова):

« — Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

Верую, — твёрдо отвечал Раскольников…

И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую.

Верую, — повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

И-и в воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую. Зачем вам всё это?

Буквально веруете?

Буквально.

Вот как-с… так полюбопытствовал. Извините-с».

Да нет, не пустое здесь любопытство. Тут явное действие Промысла: Раскольников не очень-то и помнил о том эпизоде, не то что веровал (не без причины же и запнулся при ответе). Но в сознание его брошено зерно, которое даст в своё время ростки будущего обновления души человека. Недаром евангельский рассказ завершается словами: «Тогда многие <…> из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале