Диакон Сергий Скузоваткин. Обитель преподобного Серафима
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
Диакон Сергий Скузоваткин. Обитель преподобного Серафима. История Саровской пустыни в ХХ веке. Москва, издательство храма святой мученицы Татианы, 2003. – 208 с.
ISBN 5-901836-12-Х
Рекомендовано Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви
Аннотация:
Книга рассказывает об истории становления Саровской общежитийной пустыни, о прославлении преподобного Серафима Саровского, о взлете и закрытии монастыря и его судьбе в последние годы. В книге содержатся редкие документальные свидетельства, касающиеся истории обители преподобного Серафима в XX веке.
Оглавление:
Введение 2
История Саровского монастыря 6
История пустыни до конца XVIII века 7
Преподобный Серафим Саровский 26
Прославление преподобного старца Серафима 39
Жизнь в монастыре после торжеств 1903 года 123
Саровская пустынь в период 1917–1927 годов 138
Судьба храмов и монастырских построек в XX веке и их современное положение 185
Заключение 201
Источники и литература 201
Предисловие:
Об истории Саровской пустыни периода XVIII–XIX вв. написано много. Основным описательным трудом является изданная в 1908 году в Москве книга «Саровская общежитийная пустынь. Подробное описание». Неизвестным автором были использованы документы, письма и записи, хранящиеся в монастырском архиве. Этот труд охватывает и события 1903 года, то есть времени прославления преподобного Серафима Саровского.
Вот перечень менее полных историко-описательных трудов, посвященных истории монастыря:
- Иеромонах Авель. Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1884 г.
- Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни. М., 1866 г.
- Игумен Маркеллин. Краткое историческое описание Саровской пустыни. М., 1819 г.
По истории монастыря XIX–ХХ веков написано достаточно мало. Приближающиеся события 1903 года вызвали в тогдашнем обществе жаркие споры. Благодаря цензуре нам известны лишь основные шаги подготовки канонизации преподобного Серафима. Так и не увидела свет вторая часть «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученика Серафима (Чичагова, † 1937 г.). В ней повествовалось о противодействиях и сути процессов подготовки к прославлению преподобного Серафима. Рукопись этого труда, к сожалению, была утрачена во время ареста митрополита Серафима в 1936 году. Однако о деятельности и хлопотах священномученика Серафима нам известно из воспоминаний игуменьи Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной), внучки священномученика. Сохранились и документы из личного архива Чичаговых.
Кроме этого, сведения об этапах подготовки к мероприятиям 1903 года мы встречаем в периодических изданиях того времени: «Церковные ведомости», «Новое время», «Странник», «Душеполезное чтение» и многих других. На страницах этих газет и журналов помещались официальные решения, информация о подготовке, а после и воспоминания о прошедших торжествах. Многие из этих заметок впоследствии вошли в книгу Л. И. Денисова «Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца», переизданную в 1904 году.
О Саровских торжествах 1903 г. повествуется в издании «Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года». М., 1903 г.
Материалы для данной книги, касающиеся событий 1903 года, основываются на воспоминаниях императора Николая II.
История последних лет существования пустыни малоизвестна. С воцарением большевистской власти, с разрушением храмов и гонениями на верующих уничтожалась и сама память о православных святынях и монастырях. Поэтому события последних лет, предшествовавших закрытию пустыни, нам известны менее, чем те, которые происходили сто, двести лет назад и были зафиксированы в спокойное для Церкви время. Однако ничто не исчезало бесследно. Предреволюционная пора, страшные гонения и жизнь монахов в этот период были запечатлены в памяти верующих и отражены в некоторых официальных документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовии (ЦГА РМ).
Ценными материалами о церковно-литургической деятельности Дивеевского монастыря в последнее перед закрытием время являются воспоминания монахини этого монастыря Серафимы (Булгаковой). Эти документы вместе с воспоминаниями других монахинь вошли в составленный А. Стрижевым сборник «Серафимо-Дивеевские предания». Паломник. М., 2001.
Некоторые архивные документы, воспоминания очевидцев, рассказывающие о судьбе Саровского и Дивеевского монастырей, содержатся в сборнике С. Фомина «В гости к батюшке Серафиму». Паломник. М., 1997. Существенный недостаток указанных сборников А. Стрижева и С. Фомина заключается в том, что воспоминания и записи приведены в них вразброс, без какой-либо систематизации, что не дает представления о цельной картине происходящего. Кроме того, некоторые из воспоминаний требуют более глубокого изучения и уточнения. Указанные сборники в большей степени посвящены судьбе Дивеевского монастыря в ХХ веке.
Интересная работа в изучении данного периода была проведена членами исторического общества «Саровская пустынь» А. А. Агаповым и А. В. Федоровым. Результатом изысканий этих и других членов общества стали публикации статей в газетах «Саров» и «Городской курьер», а также издания сборников статей и исторических материалов «Исторический Саров». М. – Саров., 1993 г. и «Радость моя». М. – Саров., 1993.
Ценной работой по изучению всего монастырского периода является труд светского историка и краеведа А. М. Подурца «Саров: памятник истории, культуры, Православия» Саров., 1998 г.
Огромное значение для исторической науки имеют публикации саранского историка В. Юрченкова «Саровский монастырь в трудные годы». Саранск., 1993; «Мощи преподобного Серафима Саровского (1917–1927 гг.)». Исторический Саров. М.– Саров., 1993 г. Эти труды явились результатом изучения материалов секретного фонда архива МВД города Саранска.
Все вышеперечисленные труды, равно как и воспоминания свидетелей, а также документы ЦГА РМ явились материалами для написания этой книги, в которой автор стремится показать возможно полную картину славного и трагического прошлого Саровской пустыни, а также изложить уже известные исторические факты и реалии последнего времени перед ее закрытием.
Отрывок из раздела «Саровская пустынь в период 1917–1927 годов»:
С изъятием и перевозом мощей связано много легенд. По рассказам местных жителей, в некоторых селах по пути следования кощунников были попытки отбить мощи, а в некоторых населенных пунктах ударяли в набат. По воспоминаниям монахини Серафимы, члены научной комиссии, принимавшие в Москве мощи, когда вскрыли ящик, таковых там не обнаружили. Об этом свидетельствует, по словам монахини Серафимы, участник комиссии священник Владимир Богданов. Это дало повод для слухов, будто бы мощи были украдены монахами Дивеевской обители, и о месте их нахождения знали только избранные. Эта версия была настолько сильна, что в 1992 году, уже после обретения мощей, не раз шли раскопки в указанном схимонахиней Маргаритой (Лактионовой) месте – у могилы первоначальницы Александры.
Но как бы то ни было, мощи преподобного Серафима после их изъятия оказались в антирелигиозном музее в Москве, в Страстном монастыре. Находились они там до 1934 года, пока этот монастырь не был разрушен.
После изъятия мощей Саровский монастырь официально перестал существовать. О дальнейшей судьбе монахов нам известно крайне мало. Настоятель пустыни и с ним четверо монахов были арестованы. Исследования Юрченкова говорят о том, что им было предъявлено обвинение политического характера, и на допросах власти опирались на сведения доносителей. Докладные некоторых из них приводились нами ранее. Известно, что игумен Мефодий бал зверски замучен в Арзамасской тюрьме. По свидетельству сидевших с ним в камере, когда однажды после длинного допроса его привели в камеру, никто из заключенных не мог его узнать. Все лицо его было вспухшим, особенно подбородок. Ему вырвали все волосы бороды. Вскоре после этого его домучили.
Многие монахи, очевидно, были арестованы и сосланы. Монахиня Серафима рассказывала о судьбе двух из них: о. Маркеллина – гробовщика и о. Гедеона, трудившегося на лесной пустыньке монастыря. Оба они были сосланы в Казахстан, где вскоре и скончались. По свидетельству одного из паломников, посетивших пустынь после ее закрытия, монаха Василия, исполнявшего послушание на источнике, застрелили на самой купальне. Остальные братия рассеялись, куда пришлось.
После закрытия монастыря ризница и библиотека были разграблены. Святые и памятные места, которые еще долго посещались паломниками, были поруганы, а строения, находящиеся там, разрушены. Так была прервана жизнь одного из замечательнейших монастырей России.