Чудо понимания

Протопресвитер Борис Бобринский и его супруга Елена Юрьевна – второе поколение эмиграции первой волны. Они родились и выросли в Париже и хранили русскую культуру и православную веру в рассеянии. В радиопередаче из цикла «Семья» на радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» они беседовали с автором Людмилой Зотовой о семейной жизни в России и в Европе.
 

 
 Елена Юрьевна Бобринская
Людмила Зотова: Мы сейчас поговорим о вашей семье и о том, что вы думаете о браке во Франции, в России. Елена Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о Ваших корнях.

Елена Юрьевна: Мои родители оба были петербуржцы. Отец - барон Юрий Романович Дистерло - получил образование по специальности правоведение, потом сражался на войне, был офицером Преображенского полка. После революции в составе Белой армии пересек всю Сибирь, служил в армии Колчака, некоторое время проживал во Владивостоке, потом в Китае. В Константинополе он случайно нашел мою мать, которую знал раньше и с которой был уже почти обручен, и они повенчались. После этого переехали во Францию и поселились в Ницце, где в то время было очень много русских. Там я и родилась в 1934 году. Детство провела в Ницце, а когда мне исполнилось девять лет, уже во время войны, мы переехали сначала под Париж, а потом в Париж, и с тех пор я там и живу.

Отец Борис: Я был пятым ребенком у своего отца Алексея Алексеевича Бобринского. Это графский род, который берет начало со времени царствования Екатерины Великой. Моя мать, урожденная графиня Ферзен, скончалась от болезни Паркинсона, когда мне было 30 лет. Я ее сравнительно мало знал, поскольку жил в русских общежитиях и закрытых школьных заведениях. Очень рано во мне выявилось желание священства, хотя я, конечно, мало мог понимать, в чем оно заключается.

Получив среднее образование, я сразу уже осенью 1944 года поступил в Париже в Свято-Сергиевский богословский институт. С будущей женой мы познакомились во время встреч русского студенческого христианского движения. Там собиралась воцерковленная и воцерковляющаяся молодежь. Мы довольно быстро подружились и поняли друг друга и с Божией помощью решили соединить наши жизни. Мы повенчались в январе 1957 года. И вот теперь уже, после стольких лет совместной жизни, я очень благодарю Бога за то чудо встречи, любви, единства, взаимопонимания, взаимослужения, которое Г осподь дал нам пережить вместе. У нас трое детей, семеро внуков. Г осподь благословил нашу жизнь.

Людмила Зотова: Как Вы видите сейчас роль семьи во французском и в русском обществе? Отличается ли французская семья от русской?

Отец Борис: Я думаю, что во всех странах сейчас происходит кризис семейной жизни. Мы видим и в России много разводов, так же и на Западе. Один из существенных факторов благополучия, единства и прочности семьи - это вера в Господа Иисуса Христа и стремление построить семейную жизнь на правильных духовных церковных основах. Когда это есть, чувствуешь, что то, что соединяет супругов, глубже, чем временное, сентиментальное чувство влюбленности, очарованности. Хотя и первое тоже важно, но это частично преодолевается и переходит в настоящую глубокую любовь. Настоящая любовь всегда жертвенная, это любовь ради другого, а не ради своей собственной самореализации и самоутверждения.

Людмила Зотова: Отец Борис, должны ли роли женщины и мужчины в семье отличаться?

Отец Борис: Есть особые дарования, особые измерения женского и мужского типа личности. Женщина становится не только женой, но и матерью, а материнство есть нечто

 
 Протопресвитер Борис Бобринский
неповторимое. Данное нашим Создателем, оно никак не должно умаляться и забываться. В материнстве жена должна найти себя и уметь забыть себя. Женщина, жена, мать, бабушка - это большие дарования, которые нужно уметь развить и осознать в себе. Вместе с тем, жена является оплотом семейного очага, семейного счастья, и ее роль совершенно неповторима. Е сть такая английская поговорка: «Мужчина строит дом, женщина создает очаг». В этом семейном очаге, конечно, имеется место и для мужского, отеческого дара. Отцовство - это тоже и дар, и призвание, и заданность. Но надо уметь дорасти до подлинного отцовства, почувствовать, насколько это большая ответственность. Мы должны уметь отдать себя детям и передать им самое ценное, самое дорогое, что в нас самих живет и что мы сами получили от своих предков. Это постоянная передача из поколения в поколение духовных ценностей. А материнство - это внутренняя нежность, жизненность, радость. В этом ребенок взращивается и потому ощущает себя, с одной стороны, окутанным материнской нежностью, а с другой - на твердой почве отеческой любви.

Людмила Зотова: В традиционной христианской семье муж - глава семьи.

Как Вы считаете, в современном мире это представление не утеряно?

Отец Борис: Главенство мужа в семье являет образ главенства Христа в Церкви. А жена - сотрудница мужа в его деле. Например, в моей жизни жена оказалась мне опорой, подругой, а часто даже и совестью.

Не надо думать, что если муж - глава жены, то это безапелляционная власть над ней. На самом деле, верующая жена представляет собой личность чрезвычайно ценную и важную. Она, действительно, как совесть, напоминающая, что муж где-то неправильно поступил. Апостол Павел наставлял: «Будьте послушны друг другу в любви». В любви преодолевается одностороннее главенство и власть, такое патриархальное отношение мужа к жене, где она просто раболепствует. Этого в христианской семье не должно быть.

Должны существовать взаимная любовь, взаимное послушание, взаимное внимание, взаимные требования, и тогда каждый являет собой совесть для другого.

Людмила Зотова: Давайте поговорим о современной проблеме: молодежь живет, не вступая в официальные отношения. У нас в России это называют «гражданским браком»...

Отец Борис: Это явление становится все более частым и в России, и во Франции. Сейчас все меньше и меньше браков настоящих, благословленных Церковью. Но если отношения даже не зарегистрированы, тогда это «свободная любовь»: сегодня один, завтра другой. Это не настоящая любовь. Настоящая любовь предполагает верность, общее будущее, предполагает некоторую незыблемую связь...

Не знаю, куда все это идет, об этом довольно страшно думать. Происходит какой-то провал всей нашей церковной цивилизации.

Можно спросить: «Франция, где же твои крещальные обеты? Где же крещальные обеты страны, которая числилась христианской до сегодняшнего последнего времени?» Происходит постепенная секуляризация всего мира, в частности,при помощи средств массовой информации. В школах уже не положено говорить

о Боге, о Церкви, не положено вспоминать жизнь Спасителя. Мы сейчас находимся уже в периоде как бы постхристианского мира, и надо, чтобы выявлялись среди нас апостолы, которые пошли бы, как апостол Павел на ареопаг в Афинах, возвещать и кричать на площадях о евангельских истинах. И, конечно, нужно, чтобы сами христиане были примером любви, праведной жизни, единства.

Как говорил один апологет II века, «Посмотрите на христиан, как они друг друга любят!» Можно ли сегодня сказать то же самое о христианах? Является ли сегодня церковная жизнь истинным примером любви? Является ли Церковь притягательной силой, которая привлекает людей? Мы, христиане, сами ответственны за дехристианизацию современного мира, в котором мы живем.

Людмила Зотова: Вы - дедушка и бабушка семерых внуков. Какова роль старшего поколения в семье?

Отец Борис: Это пример и ласка. Дети чувствуют, что у бабушки с дедушкой они могут найти уют, потому что отец и мать - это авторитет, строй и порядок. А на дедушке и бабушке нет той ответственности. Внуки могут рассказать нам о своих трудностях, о своих душевных или сердечных проблемах. Мы можем понять, не осуждая их. В этой любви, я бы сказал, меньше заинтересованности, появляется какая-то дружба, которая имеет свое очарование, прелесть, силу, значение. Я знаю, что наши внуки ценят те периоды, когда они могут с нами побыть вместе. Мы можем и побаловать, все это для них очень дорого.

Людмила Зотова: Насколько важно знать историю своих предков, хранить память о них?

Отец Борис: Это очень важно. Нужно уметь почувствовать, воспринять, пережить, а затем уже и передать те заветы, то дело, ту любовь к Родине, ту любовь к делу, которыми они жили. Например, мой дед, будучи археологом, умел чувствовать значение старины, истории.

Мы очень рады, что сейчас в России возрождается память тех предреволюционных поколений, которые трудились на благо Отечества. Всякий народ живет и долгоденствует сохранением памяти прошлого.

Опубликовано в журнале «Вода живая» №3, 2010 год (http://www.aquaviva.ru/)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале