Последние времена

Снова, как и без малого две тысячи лет назад, очередная война пришла на Святую Землю. Едва ли не каждый вечер те православные, которые смотрят по телевизору выпуски новостей, с ужасом взирают на кадры окруженного войсками храма Рождества Христова в Вифлееме, с грустью видят пустыми некогда многолюдные туристские улочки старого Иерусалима, где многие стены и камни еще помнят Спасителя в Его земные дни. Невольно вспоминается обращенный к израильской столице плач Самого Христа при входе в Иерусалим: «… придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе…» (Лк., 19: 43-44).

Снова, как и без малого две тысячи лет назад, очередная война пришла на Святую Землю. Едва ли не каждый вечер те православные, которые смотрят по телевизору выпуски новостей, с ужасом взирают на кадры окруженного войсками храма Рождества Христова в Вифлееме, с грустью видят пустыми некогда многолюдные туристские улочки старого Иерусалима, где многие стены и камни еще помнят Спасителя в Его земные дни. Невольно вспоминается обращенный к израильской столице плач Самого Христа при входе в Иерусалим: «… придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе…» (Лк., 19: 43-44).

Как актуальны эти слова сейчас! Кажется, что Господь предрекал не только разрушение Иерусалима римским императором Титом в 70 году, но и все последующие войны вокруг этого святого града, в том числе и сегодняшние боевые действия. Многие, начиная от апостолов, склонны видеть в этом предсказании начало конца света и близость второго пришествия Спасителя.

Но, как показывает история, едва ли не каждое поколение христиан считало, что живет в последние времена. Это чувство не покидало и первых христиан, скрывавшихся от мира в катакомбах, и уцелевших от османского разгрома прихожан обращенной в мечеть Святой Софии, и уходивших в енисейские леса от никоновских реформ старообрядцев, и многих наших соотечественников, кому выпало жить в первые послереволюционные годы. О конце света говорили даже великие иерархи Церкви. Так, святитель Иоанн Златоуст писал, что это событие случится не позже 400-го года. А подсчеты святого патриарха Тихона показывали приход Спасителя после тридцатишестимесячного царства антихриста примерно в 1921 — 1922 году.

Вот и сейчас при виде окруженных войсками христианских святынь мы с ужасом думаем о приближающемся конце света.

Но, наверное, это особая милость Божия — жить в такие времена, когда каждому без исключения надо будет предельно четко и ясно сделать свой главный выбор и никому — ни «убежавшим в горы», ни «беременным и питающим сосцами в те дни» (Мф., 24: 16,19) — не удастся от этого выбора уклониться.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале