Память святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

Проповедь иерея Иоанна Лапидуса, прочитаная в Татьянин день 25 января 2001 года в храме мученицы Татианы.

(25 января 2001 года)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти святой мученицы Татианы и с нашим престольным храмовым праздником. Пожалуй, нет такого месяца в году, как январь, который был бы настолько исполнен радостными событиями, праздниками и торжествами. В самом начале, на рубеже нового века и тысячелетия, мы с вами просили у Бога, молились, чтобы Господь благословил начинающийся год, продлил свою милость и щедро излил на нас свои благодеяния. Прошла неделя, и вся полнота Православной Русской Церкви радостно приветствовала рождающегося в Вифлееме Спасителя восклицанием: «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящете!» Быстро пролетели святки, и вот мы с вами запели тропарь Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...» И вот сегодня, 25 января, вся верующая Москва, все московское студенчество (успешно, можно надеяться, преодолевшее очередную сессию), празднует день святой мученицы Татианы, своей небесной покровительницы. В этом году празднество подкрепляется еще юбилейной датой — исполняется 1775 лет со дня мученической кончины Татианы, которая была усечена мечом в Риме в 226 году. Давайте задумаемся об этой дате — 1775 лет. Что должен сделать в своей жизни человек, чтобы его помнили через 1775 лет? Почему мы с вами сегодня вспоминаем скромную девушку-римлянку, которая была усечена мечом в столь далекие времена? Почему мы не просто ее вспоминаем, почему мы молимся ей, мы просим ее помощи, ее поддержки, мы возлагаем на нее свои упования? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: она была мученицей. Давайте себе зададим другой вопрос: а почему же Церковь так почитает подвиг мучеников? Почему в древности Божественная Литургия совершалась только на гробах мучеников, и отголосок этой традиции мы сейчас встречаем в каждом православном храме, когда в каждом антиминсе, который лежит на Престоле и без которого невозможно совершение Божественной Литургии, вшита маленькая частичка мощей, мощей мучеников — не преподобных, не праведников, не святителей, а именно мучеников. Почему Церковь так почитает подвиг мученичества? Видимо, есть что-то особенное, что-то невыразимое, великое и важное в том явлении, которое мы называем мученичеством.

Так получилось, что русское слово «мученик» не имеет того же значения, что и греческое слово «мартис». В древности это слово имело еще одно на первый взгляд странное значение: «мартис» переводится как «свидетель». Какая же связь между мученичеством и свидетельством? И вот здесь открывается глубочайший смысл такого почитания Церковью святых мучеников. Оказывается, мученик — это свидетель, это человек, который своей жизнью, а главное, своей смертью свидетельствует о Христе. Что же заставляет его претерпевать жесточайшие мучения, пытки, издевательства и в конце концов лютую смерть и не отрекаться от Христа? Ответом на этот важнейший вопрос являются слова апостола Павла, которые он произнес в своем Послании к Римлянам: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота, никакая другая тварь не способна отвратить нас от любви во Господе нашем Иисусе Христе»(Рим. 8, 38-39).

Любовь — вот, что дает силы и мужество терпеть пытки, вот что совершенно преображает человека, вот что является высочайшей христианской добродетелью, вот на чем зиждется весь закон и пророки, вот то, что называется «союзом совершенств». Тот же апостол Павел говорит: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы...» (1-е Кор, 13, 1-3).

Святые мученики осуществили в себе идеал христианской жизни, приобретя величайшую степень любви к Богу. И именно за это, за их любовь, которая больше и веры, и надежды, Церковь так их почитает. Ведь любовь как главнейшая христианская добродетель дает человеку полноту Богообщения, в чем и заключается смысл всей человеческой жизни. Именно поэтому Церковь прославила в лике святых мучеников даже тех людей, которые формально не являлись ее членами, то есть они не принимали в своей жизни Таинство Крещения. А теперь давайте, братья и сестры, подумаем, кому свойственно любить, кто способен на такую жертвенную любовь, кому свойственна даже некоторая горячность в любви, кто не идет ни на какие компромиссы в любви, кто презирает любую теплохладность в этом чувстве, кто может бросить всё и пожертвовать всем ради любимого. Глядя на величайших христианских мучеников, на святую великомученицу Варвару, на святых великомучеников Сергия и Вакха, на ныне почитаемую мученицу Татиану, мы с удивлением обнаруживаем одну странную особенность: большинство мучеников первых веков христианства были молодыми. Этот удивительный феномен объясняется, по-видимому, тем, что молодость обладает вышеперечисленными свойствами, которые, к сожалению, с возрастом утрачиваются или заглушаются заботами, обязанностями, грузом проблем, отрицательным жизненным опытом и т. п. Оказывается, молодежь по сути может быть ближе к идеалам христианской любви, чем более старшее поколение. Именно поэтому приобретает особенное значение сегодняшний праздник, ибо этот день является днем памяти святой мученицы Татианы, небесной покровительницы всех студентов. Именно поэтому приобретает особенное значение среди всех московских храмов и наш храм, потому что это храм святой мученицы Татианы, которая является действительно покровительницей всех православных христиан и особенно молодых студентов. Наш храм, безусловно, открыт для людей всех поколений, всех возрастов. Но особенным образом собирает под своими святыми сводами прежде всего православную молодежь. Именно поэтому, отцы, братья и сестры, будем стараться хранить молодость духа, не стареть сердцем, хранить в себе огонь Божественной любви по примеру святой мученицы Татианы, ея же молитвами Господь наш Иисус Христос да помилует и спасет всех нас. Аминь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале