Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Община храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье небольшая – около 40 человек. Рядом с церковью почти нет жилых домов, большинство прихожан приезжает с окраин Москвы, и тем не менее, дорожат приходом, как родной семьей.

Храм существовал на Ордынке с XVII века. Сначала - деревянный, освященный в честь Георгия Победоносца. Позднее - каменный, освященный в честь Иверской иконы.

До того, как был сделан храмовый список иконы, в церкви хранился так называемый «заместительный» образ Иверской иконы из часовни у Воскресенских ворот: когда «основную» икону забирали, например, на крестный ход, в часовню помещали «заместительный».

Храм был закрыт в 1929 году. Однако революция коснулась приходской жизни и раньше. В 1918 году после литургии, совершенной Патриархом Тихоном, и крестного хода  на выходе из Иверского храма была арестована настоятельница Марфо-Мариинской обители святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

В советское время в храме строили несколько этажей. Здание отдали сначала кинотеатру, потом приспособили для экспозиции современного искусства. Реставрация началась только в начале 90-х годов. Тогда же начала складываться приходская община. Многие пришли в храм вслед за новоназначенным настоятелем - протоиереем Григорием Иванусой, который до этого был клириком храма Святителя Николая в Кузнецах.

 

 иверский храм
 
Владимир Андреевич Плохов, староста

  Раньше отец Григорий служил  в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, а потом позвал меня с собой восстанавливать Иверский храм.

  Помню, в 1994 году, когда здание уже было передано Церкви, мы вскрыли храм в присутствии судебных приставов, и я трое суток держал здесь милиционеров, чтобы  не было никаких провокаций со стороны организации «Арт-Модерн».

  Сейчас у нас самая настоящая община, небольшая - человек 30-40, а весь приход человек 200. Особенно единство чувствуется на Всенощной. Литургия - это подготовка к причастию, а вечером - именно объединение в молитве.

  Мне нравится, что в храме много детей. Когда слышны детские голоса - это значит, что приход начинает подниматься.

  Татьяна Александровна Михайлова, секретарь прихода, инженер

 В конце 80 - начале 90-х годов здесь была постоянная художественная выставка «Арт-Модерн». И хотя отец Григорий официально уже стал настоятелем, ему приходилось покупать билет, чтобы войти в храм.

Когда храм отдали Церкви,  мы вместе вытаскивали мусор и все лишнее, что  осталось от предыдущих владельцев здания. Дежурили, чтобы не вошел никто посторонний.

 Так получилось, что приход я выбрала «не глядя». Только начала ходить в Церковь, искать духовника, и подруга решила помочь. Говорит: «Давай съездим к разным священникам: к отцу Аркадию, к отцу Владимиру, к отцу Григорию...». И я говорю: «Мне к отцу Григорию». Пришла - и так и осталась здесь.  И уже потом выяснила, что Иверская икона очень почиталась у нас в родне.

 Помню первую литургию. Тогда храм еще был разделен на этажи перегородками, и наверху работала одна прихожанка - швея Светлана. Был март, холодно, а она была  в тапочках. Меня  потрясло, что она чувствовала себя в храме  как дома.

  А теперь уже на моей памяти у нас в общине несколько человек выросли и стали священниками. У нас тут именно община: мы все друг друга хорошо знаем, у кого-то и дети тут  выросли, обвенчались, своих детей окрестили.

 

 иверский храм
 

Любовь Дмитриевна Драгомирецкая, свечница

В Иверской храм начала ходить больше 13 лет назад. Направил меня сюда отец Олег Стеняев. Сказал: «Иди к отцу Григорию, я сам ему исповедуюсь». Правда, где-то полгода я еще ходила, смотрела, подойдет мне такой духовник или нет.

Потом уже я вспомнила, что моя тетя была инокиней и подвизалась  в Моздоке, на Кавказе. Там был один-единственный храм и как раз с Иверской иконой. Естественно, тетя молилась и за меня, хотя я тогда в церковь не ходила. 

Общинка у нас небольшая. И уходило очень мало людей, наверное,  человек шесть за все время. Мы тут как в большой семье. Все разные, но все друг другу дороги и очень близки. Батюшка говорит: «Хорошо нам быть вместе везде: и здесь, и там». И мне бы тоже хотелось.

 Сергей Антонович Ярыгин, сторож

В храм я пришел вслед за батюшкой. Раньше он служил в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, и я как раз стал туда ходить. В детстве я был пионером, в церковь не ходил, но дома у нас были образа, на Пасху всегда пекли куличи...

Когда мама заболела, она просила ставить за нее свечи. А потом, после ее смерти, я сам стал ходить в  храм, молиться. А теперь вот здесь работаю сторожем раз в неделю - для спасения души.

Вообще-то, должность моя - не для общения, но все равно мы тут все общаемся, разговариваем. Я вообще всех людей люблю, прихожан наших... Да и как не любить, если каждый человек - творение Божие? В свое время я работал в пионерлагере, так что и с детишками ладить умею.

Конечно, возникает много вопросов. О вере многое можно узнать из книг, даже необязательно надоедать священнику вопросами. Но важно смотреть, как он молится за литургией, учиться  у него молитве.

В храме, в общине у каждого должна быть своя функция, как вот  в предложении: точечка, запятая - все на своих местах. Каждый неповторим, а вместе мы составляем как бы единый организм. В этом и есть ценность общины.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале