Наши Университеты

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй…» Так 6 декабря началась научная конференция Духовной академии и Московского государственного университета «МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России».

Ректор МГУ академик В. А. Садовничий и ректор МДА архиепископ Верейский Евгений

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй…»

Так 6 декабря началась научная конференция Духовной академии и Московского государственного университета «МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России».

Конференция прошла накануне значительных юбилеев высшей светской и духовной школ России – в 2005 году Московскому государственному университету исполняется 250 лет, а Московской Духовной академии – 320.

Святейший патриарх направил приветствие участникам и гостям конференции, в котором говорил и о Московском университете – эталоне российского образования, и о Московской духовной академии – основе для формирования российской богословской науки. Патриарх напомнил, что, с православной точки зрения, «любое истинное образование – и духовное, и в не меньшей степени и светское – есть сообразование своей личности с образом Божиим и достижением богоуподобления, составляющего сущность предвечного замысла Творца в отношении человека». Поэтому нет ничего случайного в том, что конференция проходила как в стенах Московской духовной академии, так и в стенах Московского государственного университета.

На конференции обсуждались несколько важных и актуальных тем; одной из них – проблеме богословского образования в светских вузах – было посвящено сразу несколько докладов.

Проректор Академии Славянской культуры проф. М Н. Громов в своем докладе «Светское и сакральное в высшем образовании России XVIII в.» отметил, что при образовании Московского университета была забыта такая «византийская и западная традиция», как присутствие в нем богословского факультета. «Ведь, – сказал он, – в университете человек не только получает специализацию, также здесь происходит становление его личности, когда индивидуальный разум остается один на один с собой». С точки зрения проф. Громова, в университете должно быть постоянное присутствие «духовного, воспитующего фактора в лице кафедры, а еще лучше факультета».

Прот. Максим Козлов, кандидат богословия, настоятель храма св. мц. Татианы, сделавший доклад на тему «Преподавание церковно-богословских дисциплин в Московском университете до 1917 г.» считает, что, вспомнив опыт преподавания богословских дисциплин в Московском Императорском университете, необходимо развивать соответствующие специализации на имеющихся факультетах, а не создавать отдельный теологический факультет. (Создание кафедры церковной истории, общей и русской, на историческом факультете, кафедры церковного права – на юридическом и т. д.). Так же прот. Максим Козлов заметил, что ту же роль, которую в XIX в. выполняла кафедра богословия, в нынешнее время могли бы исполнить те публичные чтения, к форме которых тяготели преподаватели богословия XIX—нач. XX в.

Вспоминая опыт таких преподавателей, как прот. Петр Терновский и прот. Николай Сергиевский, о. Максим напомнил, что они всегда были решительно против инструментального использования религии в стенах Московского университета. В докладе о. Максим привел слова прот. Николай Сергиевского, актуальные и сегодня: «Если в настоящее время в университетах расширить преподавание богословских предметов с тем видом, что через это будет лучше достигаться цели общественного порядка, то это будет значить надолго, если не навсегда, подорвать значение богослужебной науки в мнении молодого учащегося поколения и в мнении всего образованного общества».

На сходную тему выступил и диакон Андрей Кураев (доклад «Культура теологической мысли как часть образовательного универсума»).

Другой блок докладов затрагивал проблемы взаимоотношения религии и науки.

Проф. МДА А. И. Осипов в своем докладе «Наука, философия, религия» говорил об одной из самых серьезных ошибок, совершенных за последние столетия в университетском мире – противопоставление научных и философских мировоззрений религиозному мировоззрению: вражда между ними привела фактически к их автономному существованию. Проф. Осипов заметил, что изоляция науки и философии как высоко специализированных социальных институций от Православия неизбежно ведет к разрушению целостного и многомерного видения мира в целом, что влечет за собой, как показывает история, самые печальные последствия.

Проф. Г. А. Любимов, сделавший доклад о «Роли модели в фундаментальной науке», затронул проблему влияния духовных и моральных факторов на деятельность ученого. Обосновывая их важность, Г. Любимов отметил, что на сегодняшний день они часто помогают тем или иным исследователям понять, какие научные изыскания полезны, а какие аморальны (например, исследования, ведущие к экологическим катастрофам или к непредсказуемым результатам, как, скажем, клонирование). По его мнению, внедрение в ученые сообщества высоких моральных принципов, характерных для Православия, – важная задача как образовательных организаций, так и нашей церкви.

Профессор А. С. Соболев, выступивший на тему «Духовные корни естествознания», рассмотрел вопрос о месте христианства в современном естествознании. Сейчас, как и ранее, в стране наблюдается конфликт научных и традиционных ценностей, в котором проявляется недооценка властью и обществом фундаментальных исследований. По мнению автора, различные общественные структуры должны, объединив усилия, вести просветительскую работу, чтобы сакрализовать духовную базу фундаментальных естественных наук. Проф. Соболев предложил создать рабочую группу для решения таких вопросов.(*)

Были и доклады на исторические темы, освещающие этапы создания Московского государственного университета и Московской духовной академии. О путях развития МГУ и МДА, и о профессорах, их объединявших, подробно рассказал не только ректор МГУ В. А. Садовничий, но и кандидат богословия прот. Валентин Асмус, канд. ист. наук. А. Ю. Андреев. Был сделаны сообщения, посвященные отдельным персоналиям, таким как М. В. Ломоносов, о. Павел Флоренский, свмч. Иларион Троицкий.

Обидно только, что студентов Университета, в отличие от семинаристов, на конференции присутствовало мало как в первый, так и во второй день заседаний. И все же «отрадно видеть, – как сказал его Святейшество, что накануне таких значительных юбилеев высшей светской и духовной школы проходит совместная конференция. <…> В этом несомненное знамение времени, свидетельствующее о плодотворно развивающемся сотрудничестве светского и духовного образования, призванном к изучению и дальнейшему обогащению нашего общего научного, исторического, духовного и культурного наследия».



Примечания:

* В одном из следующих номеров ТД мы намереваемся полностью опубликовать этот интересный доклад (Ред.)


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале