«Тот Голос, который вдохновил епископа Илариона написать "Страсти по Матфею", через его музыку говорил со мной»

Заслуженный артист России Алексей Пузаков и директор Менухинской школы в Лондоне Замира Менухин-Бенталл поделились своими впечатлениями от премьеры "Страстей по Матфею" епископа Венского Илариона (Алфеева).

Большой Зал Московской Консерватории

Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель Хора Государственной Третьяковской Галереи:

Весь свой талант, всё мастерство и духовный опыт автор принёс к подножию Креста Христова. «Страсти по Матфею» являются знаковым произведением современного музыкального искусства, знаменующим поворот, обращение от внешнего к внутреннему, от бесконечных мучительных поисков в самовыражении современной композиции, к тихому глубинному созерцанию подлинной духовной реальности.

Всё произведение проникнуто невыразимой красотой и пленяет с первых аккордов, не отпуская внимания, ведя за собою к грандиозному, как приношение всех веков и музыкальных традиций Богу, финалу.

В некоторых номерах, таких как фуга второй части, музыка раскрывается с поистине «прокофьевским» размахом в звучании «взывающих из бездны» контрабасов и свободных, взмывающих прямо к небу первых скрипок.

Работая с хором и впоследствии присутствуя на общих репетициях, я ощущал постоянное состояние потрясения и одновременно тихой чистой радости. Хотелось, чтобы репетиции не заканчивались. Дома и даже во сне звучали темы «Аллилуия», «Боже, очисти мя», «Воскресни Боже».

От многих оркестрантов и певцов я слышал похожие комментарии: наконец-то мы исполняем здоровую музыку. Музыку, которая не теребит и без того уставшую душу, а ведёт её по пути богопознания, по бесконечному пути памяти первого открытия Божьего мира, пути узнавания и приобщения к до боли знакомому и всегда новому миру чистой гармонии.

Замира Менухин-Бенталл, дочь Йегуди Менухина, директор Менухинской школы в Лондоне:

Когда я услышала о концерте 27 марта, я сразу же почувствовала, что присутствие на нем будет иметь для меня большое духовное значение. И оказалось, что тот Голос, который непосредственно вдохновил епископа Илариона написать его великие "Страсти по Матфею", через его музыку говорил со мной. В этой музыке есть сила, тонкость и красота. Это "целостный опыт", и я бы не могла выделить отдельные номера. Думаю, что мы все ожидаем, когда появится запись и мы сможем прослушать эту музыку еще много раз.

Федосеев великолепно руководил оркестром, хором и солистами, а для меня оказаться в Большом Зале Московской Консерватории, где росли легендарные музыканты, и находиться в одной компании с лидерами Православной Церкви, включая Патриарха, было незабываемым опытом.

Если бы мой отец был там, верю, что он был бы так же глубоко тронут этой музыкой, как я.

Однажды я хотела бы привезти моего мужа и сыновей в Москву, а также в Крым, где родилась и выросла моя бабушка.

Читайте также:
Закат Европы. Интервью с епископом Венским и Австрийским Иларионом

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале