Патриарх Кирилл и национальная модернизация

Политический класс России сейчас много говорит о модернизации, имея в виду в первую очередь экономическое и научно-техническое развитие, а также соответствующее совершенствование управления и политической системы. Однако модернизация в мире вещей, будь то экономическая, научно-техническая или управленческая, будет по-прежнему невозможна, если с опережением не начнется модернизация гуманитарная.

Внимательно посмотрим на окружающий нас пейзаж. Становится ясным, что для запуска инновационной экономики нам нужны всего лишь две стартовые инновации. Две, но зато какие. Это ответственный гражданин и солидарное общество. А публичные основания ответственности и солидарности не спроектировать на компьютере и не сделать на заводе. Эти основания находятся в духовной и культурной сфере.

Ныне Русская Православная Церковь остается чуть ли не единственным социальным, культурным и общественно-политическим институтом в пределах Отечества, способным к внесению в жизнь и деятельность смысла - в эпоху всеобщего дефицита смыслов, постмодернистской легкости их взаимопревращения и растворения.

В этой ситуации важнейшей общественно-политической задачей Русской Церкви и церковного народа естественным образом становится цивилизационное самоопределение, отстраивание современной национально-государственной идентичности России и русских. Конечно, всех наших сограждан и всех православных народов, как и молится Церковь о всех и за вся, но непременно и русских, может быть, в первую очередь русских, поскольку именно здесь сегодня наиболее распространенные, значимые и болезненные проблемы.

Отстраивание идентичности, покоящейся на вечных основаниях православной веры и при этом современной, деятельной, конкурентоспособной, привлекательной для всех, не только для церковных людей. Свидетельствующей нынешним языком о многовековом наследии всей восточнохристианской русской цивилизации, о ее нравственном праве быть в мире и лидировать в нем.

Именно в этом ключе, по моему разумению, строится повестка Патриарха Кирилла, пришедшего год назад на трон Московских Первосвятителей.

Прямое соположение церковной традиции и актуальной общенациональной и мировой проблематики - нравственной, культурной, общественно-политической.

Возвращение в церковную среду высоких стандартов культурности, образованности, профессионализма, социальной активности.

Приоритетное обращение к мирянам и к молодежи.

Каждый мог видеть, как последовательно разворачивалась эта повестка на протяжении минувшего года.

Говоря применительно к церковным делам об «общественно-политических задачах», я, конечно же, отчетливо понимаю, что главное и, по большому счету, единственное предназначение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви есть спасение бессмертной человеческой души, ее присоединение к Церкви торжествующей, сонму праведников на небесах. Но поскольку Церковь земная, воинствующая действует ради спасения душ человеческих здесь, на земле, в грешном и поврежденном мире, ей по нужде приходится осваивать в необходимом и достаточном объеме земные средства - культурные, общественные, политические.

Единственное, чего следует в этом движении по-настоящему опасаться, это перепутать местами цели и средства, поскольку средства эти разнообразны, богаты, увлекательны и в своей собственной логике имеют тенденцию к самодовлению. При недостатке внимательности они могут закрыть собой духовные цели, ради которых применяются. В истории Церкви такое бывало не единожды.

С приходом Патриарха Кирилла связывалось много надежд. Были и опасения, в том числе подобные только что названным. Жизнь показывает, что эти опасения не оправдываются. Уже вскоре после 1 февраля 2009 года стало ясно: церковный народ в абсолютном большинстве своем принял нового Предстоятеля. Даже у тех, кому облик и стиль Патриарха не стали ближе, на первое место вышло спокойное рассуждение: «Это воля Божия, чтобы Патриарх был такой. Это сейчас надо для блага Церкви, а значит, и России».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале