Первый Патриарх XX века

Более двухсот лет Русская Церковь оставалась без Патриарха и называлась "вдовствующей". Тяжелейшие потрясения России начала XX века ознаменовали завершение "синодального периода". Многим тогда казалось, что восстановление патриаршества обеспечит победу не только в духовной сфере, но и в государстве в целом. Но члены Собора 1917-18 гг, реально представлявшие ситуацию, сложившуюся в России, видели главную задачу в спасении Русской Православной Церкви

Читайте также:
День Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (о празднике)
Спецодежда для Патриархов (особенности облачения)
Как поставляют в Патриархи? (об изменяемых традициях)

Более двухсот лет Русская Церковь оставалась без Патриарха и называлась "вдовствующей". Тяжелейшие потрясения России начала XX века ознаменовали завершение "синодального периода". В документах Собора 1917-18 гг можно найти такие слова: "Когда объявлена война, одной мобилизации недостаточно: нужен еще и вождь...Это Патриарх, наш церковный вождь и пастырь...". Многим тогда казалось, что восстановление патриаршества и избрание первосвятителя обеспечит победу не только в духовной сфере, но и в государстве в целом. Но члены Собора, реально представлявшие ситуацию, сложившуюся в России, видели главную задачу в спасении Русской Православной Церкви.

Избрание Патриарха жребием должно было состояться 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схиеромонаху Алексию. В этот день храм был переполнен народом. Божественную литургию совершали митроплиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи. Пел хор синодальных певчих в полном составе. После чтения часов митрополит Владимир вошел в алтарь и встал перед уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин поднес ему три жребия, которые архипастырь, начертав на них имена кандидатов, вложил в ковчежец. Потом вынес ковчежец на солею и поставил его на тетрапод, слева от Царских врат. Диакон вознес моление о кандидатах в Патриархи. При чтении Апостола из Успенского Собора в сопровождении митрополита Платона была вынесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир благословил старца. Схиеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о первосвятителе русского народа. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Хор вместе с народом запел торжественный гимн «Тебе Бога хвалим». По отпусте протодиакон Успенского собора Константин Розов, знаменитый на всю Россию своим могучим басом, возгласил многолетие «Господину нашему Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Православный народ торжествуя радость обретения первосвятителя, воспел своему и Божиему избраннику «Многая лета».

В этот же день митрополит Тихон совершил литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Вместе с ним подворье в ожидании изъявления Божией воли пребывал и архиепископ Арсений, а владыка Антоний находился на подворье Валаамского монастыря. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье направляется посольство во главе с митрополитами Владимиром, Вениаминов и Платоном. По прибытии посольства святитель Тихон совершил краткое молебное пение, затем митрополит Владимир взошел на амвон и произнес: «Преосвященнейший митрополит Тихон, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России». На что митрополит Тихон ответил: «Понеже священный и великий Собор судил мне, недостойному, были в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

В речи, которую После пения многолетия произнес святитель Тихон, были и такие слова: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, но котором было написано: Плач, и стон, и горе и каковой должен был съесть пророк Иезекииль (Иез.2.10;3.1) Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину».

Святитель Тихон был человеком мягким и доброжелательным, ласковым. Но когда надо было стоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь.

В канун избрания Патриарха, в разгар московской междоусобицы, митрополит Тихон едва не был убит. Когда 29 октября он направлялся на службу в храм Христа Спасителя, снаряд разорвался возле его экипажа, оставив его невредимым. Чудесное спасение святителя предзнаменовала его скорое призвание на первосвятительское служение в Церкви.

21 ноября, 1917 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, назначена была интронизация Патриарха в Успенском соборе Кремля. Пока шла Литургия, солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел их храма, эти же самые солдаты, скинув шапки, опустились на колени под благословение. По древнему обычаю, патриарх совершил объезд кремля, но не как в страину, на осляти, а в экипаже с двумя архимандритами по сторонам. Несметные толпы народа при приближении Патриарха в длагоговении принимали первосвятительское благословение. В храмах Москвы звонили колокола.
Из книги прот. Владимира Цыпина "История русской церкви (1917-1997гг.)"

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале