Сериал «Школа» - повод для разговора?

Сериал «Школа» сработал как детонатор. Проблемы среднего образования стали обсуждать на всех уровнях - от лавочек у подъездов до министерств. Для московских журналистов и педагогов, собравшихся 18 января в Московском независимом пресс-центре, фильм стал поводом для дискуссии об образовательной политике государства.
                
 Сергей Комков: «Фильм можно расценивать как «воспоминание о будущем»

 Участники круглого стола использовали нашумевший сериал Валерии Гай-Германики как отправную точку в разговоре о современной школе. Все согласились с тем, что давно ничто так не задевало общество и не становилось предметом всеобщего разговора, причем выходящего за рамки кино и телевидения. В этом - заслуга, пусть и случайная, авторов сериала.

Депутат Госдумы Олег Смолин был склонен критиковать «не фильм, а реальную образовательную политику». Сериал он назвал «кривым зеркалом», которое показывает школу не такой, какова она сейчас, а какой она может стать уже в скором будущем. Причины упадка среднего образования депутат видит в том, что «реальная школа и дети оказались заложниками политики, реализуемой высокими чиновниками в московских кабинетах». По словам Смолина, школа утратила своё воспитательное значение, превратилась в «комбинат образовательных услуг», и это не пошло ей на пользу.

С депутатом согласился Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «Фильм можно расценивать как «воспоминание о будущем», - считает он. - Школам говорят: вы должны давать знания. В современном понимании - натаскивать на ЕГЭ». При этом учителя не имеют возможности повлиять на ситуацию, потому что реформы последних десятилетий сделали их зависимыми от чиновников и подавили творческое начало.

О том же говорил и редактор портала «Завуч.инфо» Михаил Богданов, который отметил, что учителей сегодня жестко загоняют в парадигму учебного плана, лишая возможности заниматься воспитанием учеников.

Депутат Смолин также сделал акцент на том, что решения правительства ухудшают и материальное положение учителей. По его словам, зарплаты преподавателей в последний год не повышались, премии лучшим педагогам урезаны в пять раз, а в феврале сельских учителей собираются лишить льгот на коммунальные услуги. Недавно введенный подушевой принцип финансирования, связавший размер зарплаты с количеством учеников, вопреки прогнозам, не повысил, а понизил уровень дохода преподавателей. Депутат отметил, что такая ситуация противоречит целям национального проекта «Образование» - например, «стимулированию качества и результативности педагогической работы». А Евгений Барановский, ещё один представитель «Завуч.инфо, прямо назвал сериал «Школа» «отчетом Минобра по нацпроекту "Образование"».

 Шеф-редактор «Московской учительской газеты» Виктория Молодцова также уверена, что политика государства в области образования во многом ошибочна. Однако она предлагает и вариант выхода из кризиса: учителя должны сплотиться, чтобы их мнение было услышано в Министерстве образования. «Фильм Германики мы должны использовать для серьезного разговора», - посоветовала журналист.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале