Вход Господень в Иерусалим
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
Великое событие, которое вспоминается в этот день, служит как бы преддверием страданий Христовых, понесенных Спасителем за нас. Об нем рассказывают все евангелисты (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Господь Иисус Христос шел в Иерусалим, чтобы исполнились все пророчества о Нем как о Мессии, и Сам говорит об этом: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33-34). Поэтому, в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, этот последний вход Его в Иерусалим был окружен особой торжественностью. Чувствуя величие этих минут, апостолы покрыли осленка, на котором Господь должен был ехать, своими одеждами, подобно тому, как дорогими тканями украшали царских коней. Кстати, то, что Иисус Христос ехал на осленке, вовсе не означает, что ничего лучшего для Него не нашлось. Дело в том, что в Палестине, где это происходило, было мало коней и они использовались, в основном, для войны. Сесть на коня было тогда эмблемой войны. Сесть же на мула или осла, наоборот, – символом мира. Множество народа, окружавшего и встречавшего Иисуса Христа, по примеру Его учеников, постилали свои одежды по дороге, другие же, по бедности не имея дорогих одежд, постилали ветви с деревьев. Поэтому этот праздник называется в церковном богослужении Неделей (т.е. воскресеньем) ваий, слово «вайи» означает «ветви». В народе же называется Вербным воскресеньем, так как пальмовые ветви заменяются у нас вербными.
В допетровское время в Москве существовал замечательный обычай, связанный с этим праздником, - «шествие на осляти (осле)». Москвичи собирались на Красной площади у Покровского собора (Собор Василия Блаженного), туда же из Успенского собора направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, патриарх восходил на Лобное место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и процессия под звон колоколов возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх, правда, не на осле, а на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим.
В пятницу недели, предшествующей празднику Входа Господня в Иерусалим, заканчивается Святая Четыредесятница (второе название Великого поста) как время покаяния и сосредоточенности на своей внутренней жизни. Теперь Святая Церковь зовет нас обратиться от себя к Богу и страданиям, которые Он претерпел, чтобы спасти нас от власти греха. Вербное Воскресенье и предшествующая ему Лазарева суббота служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Всенощное бдение под праздник Входа Господня в Иерусалим пройдет в нашем храме в субботу, начало в 17.00, исповедь – в 16.00. В самый день праздника будут служиться две Божественных Литургии: ранняя – в 7.00 (исповедь с 6.55) и поздняя – в 9.30 (исповедь с 9.00).