Великие ораторы, богословы и составители Литургий


Три святителя прекрасно изучившие античную словесность, стояли у истоков новой литературной традиции. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Сохранились стихи, написанные Григорием Богословом

 

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. И все три пути ведут к Богу.

Двое из святителей Василий Великий и Иоанн Златоуст – прославились еще и как составители Литургии, важнейшего церковного богослужения, на котором совершается таинство Евхаристии, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, — приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и причащение верующих.

Чаще всего, придя утром в храм, мы примем участие в Литургии святителя Иоанна Златоуста. Божественная литургия святого Василия Великого совершается несколько раз в году: в сочельники или в сами праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 (14) января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в четверг и в субботу на Страстной седмице, а также – в день памяти самого святителя Василия.

Можно отметить, что Литургия Василия Великого отличается несколько большей торжественностью. Это скорее всего можно объяснить протяженностью напевов. Различия особенно заметны священникам: молитвы, произносимые ими тайно алтаре, несколько длиннее, нежели в Литургии Иоанна Златоуста. На Евхаристическом каноне прихожане услышат немного видоизмененные возгласы о Теле и Крови Господних, оформленные как повествования от третьего лица: «Затем (Христос – прим. ред.) рек святым своим ученикам: “Приимите, Сие есть Тело мое…”», вместо более привычного возгласа Литургии Иоанна Златоуста, произносимого священником от первого лица: «Приимите, Сие есть Тело мое…». Кроме того, вместо «Достойно есть» в конце Евхаристического канона поется другое песнопение, посвященное Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…».

Читайте также:
Три учителя: Василий, Григорий, Иоанн


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале