Колядки на московских улицах

В Москве есть энтузиасты, которые ходят по городу и колядуют прямо на улицах. Современные колядовщики сталкиваются с разной реакцией: от дорогих подарков до вызова милиции. О «святочных буднях» рассказали руководитель ансамбля «Веретенце» Елена Алексеевна Краснопевцева и педагог Валерия Петрушина.
 
ансамбль "Веретенце"

Валерия:  Мы ходим всей нашей группой колядовать прямо на улицу, а не просто к тем, кто нас знает. Набираем номер квартиры наугад по домофону, говорим: «Открывайте! Пришли колядовщики!». Кто-то открывает, а кто-то и  нет. Звоним в квартиру и поем колядки прямо на лестничной клетке. Для кого-то это самая настоящая диковинка. Нам давали сладости, кто-то денежку.

 

Один раз позвонили в квартиру, нам говорят: «Если я вам дам то,  что вы хотите, вы уйдете?». И такое бывает.

 

Еще был такой случай. Нам открыли дверь, мы начали петь - а хозяин серьезно так приложил палец к губам и говорит: «Тсс... Че надо?»

А один раз даже вызвали милицию...

 

ТД:  Вас забрали?

 

Валерия:  Нет, мы успели ретироваться! Еще заходили в офис одного издательства. Сотрудники вышли в вестибюль посмотреть, но внутрь нас охранник не пустил.  На улице пели, в магазинах, один раз заходили в «Макдональдс». Но там нам вообще ничего не дали. Просто порадовались, посмеялись - и мы ушли. Зато повеселили народ!

 

ТД: В метро тоже поете?

 

Валерия: В метро? А, нет, в метро мы пока еще не колядовали!

 

ТД: Сколько лет Вы колядуете?

 

Валерия:  15 лет.

 

-ТД: А как идея возникла?

 

Валерия:  Раньше же колядовали - и даже вопроса не возникало: «Пойти или не пойти?». Так и у нас. С самого начала основания ансамбля - т.е. 28 лет назад - была заложена традиция колядования. Сперва мы ходили петь вместе со старшими ребятами, а потом вот стали собираться сами. Сейчас даже сложно представить себе Святки без этого. Вот, например, в прошлом году у нас было много концертов, и оставался один-единственный свободный святочный вечер - самый последний, 18 января. Я всех обзвонила, говорю: «У нас остается максимум час, надо успеть». И мы быстренько собрались и пошли колядовать.

 

ТД: Зачем? Что это - веселье?  Радость то того, что вы ходите все вместе?

 

Валерия:  Во-первых, очень весело наблюдать за реакцией прохожих. Особенно когда с тобой человек 20 «своих» - подруги и друзья. Особенно хорошо ходить с мужиками: они могут прикрыть нас, защитить... Мы же ряженые ходим, в костюмах, - мало ли что!

Еще интересно бывает, кто что даст... Потом, это же не концерт, а самый настоящий праздник. Бывало, мы пошли просто погулять, но само собой получалось, что начинали колядовать.

 

Елена Алексеевна: Иногда у нас были очень обильные сборы. Однажды на собранные деньги мы смогли организовать целую фольклорную экспедицию!

 

ТД:   Много кто ходит по Москве колядовать?

 

Е.А.: - Да нет, мало. Все равно ведь все должно быть как-то организовано. Наши ребята - профессионалы, многие из них закончили музыкальные вузы.  Бывало, ко мне приходят другие колядовщики, а я им говорю: «А что Вы еще знаете?». Чтобы побудить их спеть, а то и выучить еще пару колядок.

 

А еще у нас все это очень органично: младшие ходят вслед за старшими. В этом году самые маленькие - 2-3 - летки пойдут по классам нашего Дворца творчества и будут поздравлять соседние коллективы.

 

ТД: Начнут «напитываться» традицией?

 

Е.А.: - Да.  Первое время  я всегда договариваюсь, куда ходить детям, чтобы они не столкнулись с отпором, непониманием, недоумением. Реакция ведь бывает очень разная. Как-то мы выступали в центре Российском Фонде культуры и сказала детям: «Вот, сейчас мы с вами наколядуем!». А зрители не знали, что по традиции надо колядовщикам что-то давать, просто сидели и слушали. И дети начали спрашивать: «Почему нам ничего не дают?». Тогда я обратилась к зрителям и объяснила, что традиционно принято одаривать колядовщиков, - иИ все зашуршали бумажниками.

 

Помню, когда в Москву приезжала великая княгиня Мария Владимировна Романова - глава Российского Императорского Дома Романовых,  - нас попросили спеть колядки, чтобы собрать денег больным детям. Таких случаев со сборами у нас было немало.

 

ТД:  Я смотрю,  колядки - это корыстное занятие!

 

Е.А.: - Да нет, дело не в корысти. Колядки должны быть возблагодарены - это было в традиции. В современной жизни эти подарки - в большей степени развлечение.

 

Валерия: - А вот раньше колядование - это было пожелание добра, денег, хорошего жениха. И люди ждали колядовщиков. Обижались, если к ним не приходили. И если ничего не давали, могли на полном серьезе, например, увести корову или произнести в адрес негостеприимных хозяев угрозы. Поэтому колядовщиков старались задарить. 

 

ТД: А с чем это связано? Почему такое особое отношение к поющим колядки?

 

Е.А.: - Колядовщиков можно разделить на две категории: те, кто приходил до Рождества и те, кто пел уже после.  Когда приходили с благопожеланиями до Рождества, их не пускали в дом, а угощение подавали через окно. Считалось, что это приходят души усопших из загробного мира. Их надо задобрить, но ни в коем случае не приглашать в дом.

 

Вторых, «святочных» колядовщиков пускали в дом и заводили под матицу (балку, которая поддерживает потолок) - в самое благополучное место. Все дела раньше решали под матицей, это было символически значимое место. Например, если сватов не пускали под матицу, было понятно,  что со свадьбой ничего не сложится.

 

И вот колядовщики вставали лицом к иконам, крестились, пропевали христославие, потом - различные благопожелания хозяевам. И не одарить этих людей. которые приходят с Богом и желают добра, было просто невозможно!

 

ТД: А где вы берете колядки?

 

Е.А.: - Собираем в Курской области.  Их ведь не так много нужно: три-четыре вполне достаточно, чтобы пройтись по деревне.   

 

ТД: У колядовщиков была специальная одежда?

 

Е.А.: - Те, кто приходил после Рождества, не имели права переодеваться и ходили просто в праздничной одежде, как, впрочем, и все остальные. А вот те, которые пели до Рождества, надевали маски. Это были очень смелые люди, которые фактически «заигрывали» с потусторонним миром, и они не должны были быть узнанными. Детей с собой. естественно не брали. А на Крещение были обязаны искупаться в проруби - «Иордане» и тем самым очиститься. 

 

ТД: Как Церковь относится к колядкам, с учетом всей этой «мистики»?

 

Е.А.: По-разному. Сначала наш ансамбль считали языческим, потому что в колядках есть остатки древних, дохристианских текстов, например, призывание Каледы. Но в основном содержание этих  рождественских песенок - христославие или пересказ евангельских события: шествие волхвов, поклонение пастухов, рождение Христа...  Кстати, и в музыкальном плане на колядке очень сильно повлияло церковное партесное пение, так что в них отчетливо слышны определенные гармонические построения, 4-голосье... 

 

Сейчас наш ансамбль - просто нарасхват. Педагоги у нас православные, дети - тоже. И вертепы - традиционные рождественские спектакли -  мы ставим в основном на  приходах.

 

Наш духовник - протоиерей Владимир Теплов - сказал после одного из концертов духовной музыки:  «Православие и традиционная народная культура - два крыла огромной птицы, имя которой - Святая Русь». Поэтому для меня сейчас не стоит вопроса, петь или не петь колядки.

 

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале