Настоятель университетской церкви прокомментировал введение «Основ православной культуры» Первому каналу

Настоятель домовой церкви св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов дал комментарий программе «Время», Первый канал, о возможности преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах страны.

Настоятель домовой церкви св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов дал комментарий программе «Время», Первый канал, о возможности преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах страны.

Считаете ли Вы, что преподавание этого предмета должно быть обязательным?

Думаю, что этот вопрос можно рассмотреть в двух плоскостях. С одной стороны, он должен быть факультативным в том смысле, что ребенок, происходящий из иной религиозной среды или, скажем, из безрелигиозной среды, должен иметь свободу выбора. В местах компактного проживания мусульманского населения он должен иметь свободу выбора в пользу основ мусульманской культуры. Или в бурято-монгольском регионе в пользу основ буддистской культуры. Но, с другой стороны, этот предмет не должен быть факультативным в том смысле, чтобы он располагался вне сетки основных занятий. Зная реальную ситуацию в школе, подобного рода факультативы окажутся абсолютно нерезультативными и невостребованными. Наверное, нужно пройти здесь между Сциллой и Харибдой. Важно осознавать, что навязывание всегда порождает обратную реакцию. Мы видим не столь положительные результаты преподавания Закона Божия в дореволюционной России и обессмысливание преподавания этого предмета через выведение его на уровень кружков кройки и шитья.

Что в этом курсе должно преподаваться? Каково содержание, наполнение?

Этот предмет, несомненно, может быть только культурологическим.

Что значит культурологический? Где грань и на чем она может быть основана?

Эту грань легко ощутить по крайней мере людям моего поколения и старше — тем, которые помнят, что такое было преподавание марксистских дисциплин в советской средней и высшей школе. Оно не предполагало только получение знаний, оно предполагало единство позиций учащегося с преподавателем. Нельзя было говорить в большинстве случаев: «Маркс написал», а нужно было говорить: «Мы думаем, вместе с Лениным и Марксом…». Мне представляется, что в преподавании Основ православной культуры очень важно избежать такого позыва к ученику, чтобы он считал себя обязанным сказать «мы считаем, мы верим, это наши заповеди». Это, безусловно, интимный, личный процесс, который происходит в душе каждого человека. Но он должен знать эти заповеди, он должен знать историю Церкви и своего народа, он должен знать, что такое Священное Писание. Какое у него сформируется отношение, будет зависеть от множества обстоятельств: прежде всего, от семьи, от самого человека, от школ. Но дать возможность адекватному формированию этого отношения и послужит этот предмет. Не побуждение принять это как догмат веры, но знание, которое даст возможность сделать выбор осознанно.

Нельзя сказать, что нет опасности такой, что учительский корпус и наши учительницы, в особенности в провинциальных школах, могут воспринять это как возможность со сменой знака с прежним идеологическим запалом. И очень важно, чтобы был контроль с двух сторон: контроль со стороны государства и департамента и структур образования и, с другой стороны, со стороны Церкви, в отношении того, насколько адекватно излагаются те или иные аспекты, связанные с ее историей и учением. Механизм этого взаимного контроля — это то, что в ближайшее время актуальнее всего проработать. Это ближайшая важнейшая задача.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале