Священник Константин Пархоменко: дорогой собрат, оставайся священником!

В Интернете на разных площадках идет активное обсуждение возможного отстранения священника Иоанна Охлобыстина от служения. Портал "Азбука веры" публикует открытое письмо священника Константина Пархоменко, в котором он призывает отца Иоанна не снимать с себя сана.

Дорогой отец Иоанн.

Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение (или собираетесь подать) об увольнении Вас из штата. Передают Ваши слова: «Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов...» Принципиально не согласен и удерживаю Вас от этого шага!

Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных батюшек Запада - обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний даже культивировал это. В храме - священник, а потом - преподаватель, булочник, работник бензоколонки и т. д. При всем моем уважении к владыке, я всегда выступал против такого подхода. Священник - это тот, кто всю жизнь, до последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.

Но исключения всегда были и будут. Плохо, если бы все стали совмещать свое служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно. Плохо, если бы все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение - возможный и нужный вариант. Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор университета - диакон и сотрудник аппарата мэрии - батюшка. И они на своем месте и на своем уровне несут Христа своей аудитории. То же - в отношении Вашего Преподобия.

Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист, священник-шоумен. Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь место как уникальное явление. Простите, но ведь есть священники-прорабы, которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли о молитве и пастырской деятельности... И оправдывают себя: «Столько дел, что лба не перекрестить...». Чем священник-прораб лучше священника-актера?

О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека, но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, - не пастырь душ овец православных. Вы - актер и пастырь-миссионер, который служит делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных служений: священства и актерства.

Вы - не массовое явление, Вы - явление особое и уникальное.

Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом смысле сам Бог велел не изолировать себя в круге света софитов. Может быть, через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для Вас основной. Но Ваша оригинальность и нетрадиционность - не повод уходить из священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность для вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови...»

И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний батя из соседнего прихода. И молодая журналистка - фанатка Ксении Собчак впервые именно от Вас услышит, что Господь - везде, надо только открыть сердце, чтобы впустить Его. От Вас услышит и пискнет: «Ах вот оно как...». А от меня не услышит, потому что до меня она и не дойдет. В советское время было много священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер, священник-зек... На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и красота - Господь.

Бог с ней, с бородой. Христос - не в бревнах (и бородах), а в ребрах! Пусть татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн, впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась... Есть те, кто от Вашего служения соблазнился: священник - и так себя ведет... Но есть и те, кто сказал лично мне: «Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком - и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!». Дорогой собрат, отец Иоанн. Оставайся священником! Ты - наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую гущу мира!

Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора (Санкт-Петербург), руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии, преподаватель Православного университета

 Читать также:

Правильный вопрос

Прецедент Охлобыстина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале