Интерактивная миссия: границы возможного и дозволенного

Утверждение о том, что Церковь осваивает Интернет и традиционные СМИ как поле миссионерства, стало банальностью. Интернет дает возможность получать отклик аудитории, однако накладывает такую ответственность за распространяемую информацию, к которой не привыкли многие участники сетевых дискуссий.

«Один из главных вопросов конференции - значение дискуссии в активной миссионерской работе».

«Мы обязаны становиться на передний край фронта»

Открыл конференцию докладом архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Очевидно, что сегодня свидетельство о нашей вере в средствах массовой информации на доступном языке и с полным техническим оснащением очень важно. Однако владыка напомнил, что доверие газете в консервативной части народа до сих пор очень живо. Особенно за Уралом - это громадные территории, где отсутствует общедоступный Интернет. «Газеты должны быть ориентированы не только на передачу официоза нашей Церкви, хотя это и необходимо. Они должны иметь и миссионерское измерение, нести на своих страницах и высокую богословскую полемику, и ответы на очень простые вопросы людей, живущих вдали от мегаполисов», - сформулировал задачу для церковной бумажной прессы архиепископ Иоанн.

По мнению владыки, Интернет-активное Православие сегодня также должно набирать силу. «Мы сегодня обязаны становиться на передний край фронта, борьбы за сознание человека посредством тех средств коммуникации, которые сейчас активно развиваются и входят в каждый дом».

«А что вы лично сделали?»

Среди участников конференции был протоиерей Николай Агафонов, автор нескольких книг рассказов, романа «Дамаскин». Он рассказал о своем опыте миссионерской работы - плавучих храмах, поездках по расказаченным землям. «Мне кажется главным донести до людей понятие Церкви. Для большинства народа Церковь - это корпорация священников и епископов во главе с Патриархом». Этот стереотип нужно разрушать. Отец Николай воспроизвел живой диалог, который ему не раз приходилось вести во время бесед с читателями своих книг. Часто спрашивают: а почему вы, Церковь, не делаете того-то или того-то. «Сначала я пытался доказывать, что мы что-то делаем. А потом понял, что это глупо. И тогда я стал говорить: значит, Вас эта тема волнует, Вы православный? - Да. - Значит, я Вас могу спросить: а что Вы лично сделали для борьбы с наркотиками, для того или другого дела?». Обычно оппоненты пытались спрятаться за словами «я маленький человек - что я могу?». Тогда, продолжал отец Николай, «я начинаю человеку доказывать, что он может не меньше, чем я». Например, он учитель, историк. У него есть школьная программа, и можно при рассказе о Бородине сделать акцент на том, что Кутузов перед битвой слезно на коленях молился перед иконой Божией Матери. Такие примеры остаются на всю жизнь.

«Мы должны говорить притчами, как в евангельские времена», - считает отец Николай.

В миссионерской работе нужно уметь так вести диалог с современным человеком, чтобы в этом диалоге не было чувства превосходства. «Нужно уметь пробудить нужными вопросами нужные ответы внутри самого человека», - вот миссионерское кредо отца Николая Агафонова.

 

Протоиерей Николай Агафонов

«Мы должны расчищать грязь»

Отец Николай также развязал небольшую дискуссию о православной художественной литературе (особенно уместную на праздновании юбилея издательства, которое до недавнего времени издавало только художественную литературу). В советские времена только через художественную литературу можно было узнать что-то о Церкви. Даже советская литература, в которой не было имени Божиего, была пронизана христианством. Она не может сделать человека христианином, но она может подготовить его к этому.

Однако в официальных церковных издательствах вопрос о возможности издавать художественную литературу обсуждался долго. Издательство «Лепта», по мнению отца Николая, можно поблагодарить за смелость. Дискуссия часто носит характер обсуждения деталей: «Кто-то возмущался, что в книге Вознесенской ангелы в снежки играют. Да они могут бурями играть!» - говорит священник-писатель.

Подготовить человека к христианству может и сетевое общение. Если православные не будут присутствовать в Интернете, то там будут работать другие. «Свято место пусто не бывает, - напомнил священник. - Многие говорят, что это помойка, но мы должны расчищать грязь в этой помойке».

«В Интернете нужно присутствовать молодым и дерзким», - вот кого отправляет на дело миссии маститый церковный писатель.

«Люди с позицией - это сегодня очевидная ценность»

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин сделал попытку возвращения к теме конференции, заявленной как «Значение дискуссии в активной миссионерской работе». «Невозможно представить себе жизнь Церкви без дискуссии», - утверждает Сергей Чапнин. Есть надежда, что серьезную конструктивную дискуссию можно будет вести в рамках межсоборного присутствия. Однако пока его работа не началась, важны дискуссии в блогах.

Но пока, по мнению Сергея Чапнина, дискуссии не приносят результатов «потому, что результаты этих дискуссий не обобщаются. Они остаются в Интернете, в блогах. Они не становятся материалом для принятия тех или иных церковных решений», - сетует он.

Примеры удачных дискуссий есть. Например, сравнительно недавно был большой разговор о практике связи Исповеди и Причастия, о Причастии мирян на Пасху. Есть и площадки дискуссии, и сегодня главная из них - блоги. Не случайно именно в ЖЖ протодиакон Андрей Кураев вывешивает новые главы учебника по ОПК.

По словам апостола Павла, разномыслия нужны, чтобы могли выявиться искусные. Здесь можно говорить именно об искусности личной позиции, личного исповедания веры. «Давайте будем честными: людей с позицией сегодня вокруг нас очень мало. Люди с позицией - это сегодня очевидная ценность и для общества, и для Церкви, - сказал Сергей Валерьевич. - Воспитание людей с позицией происходит в дискуссиях, в том числе в блогах, и в наибольшем количестве они собраны сейчас в ЖЖ-сообществе».

 

 Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн,
главный редактор издательства "Лепта" Ольга Голосова
и главный редактор ЖМП и "Церковного вестника" Сергей Чапнин

Дискуссия: что в Церкви ее ограничивает?

Интернет часто воспринимается как область вседозволенного. Что должно ограничивать поведение православного человека в сети? Надо полагать, то же, что и в оффлайне. Однако выясняется, что этот простой тезис часто требует конкретизации. Попытку перечисления сделал Сергей Чапнин. Что должно ограничивать церковную дискуссию? Это совесть христианина и очевидные нормы евангельской нравственности; не должны выноситься решения по вопросам, находящимся под юрисдикцией церковного суда; должна оцениваться уместность обсуждения того или иного вопроса публично. Что на сегодня реально ограничивает дискуссию? Партийность в худшем смысле этого слова; анонимность и псевдонимность участников дискуссии; плохой уровень информированности; отсутствие реальной практики слушания дел в церковном суде.

Сплачивает или разобщает ЖЖ?

Главный редактор издательства «Лепта» Ольга Голосова полагает, что православным пора задуматься о своей общественной площадке. ЖЖ с одной стороны сплачивает, а с другой - разобщает. Нужно создать сообщество с миссионерскими целями, куда люди могли бы зайти пообщаться с православными, не жестко провозглашающими анафемы, а предлагающими свой взгляд на жизнь.

Прот. Димитрий Карпенко подтверждает, что в ЖЖ «создается нездоровая атмосфера, где невозможна плодотворная дискуссия». Чей ты, кто у тебя во френдах, почему ты отфрендил этого и зафрендил того? Рецепт здесь один: «Мы должны быть настроены на миролюбие, на то, чтобы не только слушать, но и слышать и понимать другого человека». Нужно понять, что мы разные, но у нас есть то, что нас объединяет - Церковь как тело Христово. Если мы не осознаем это, все дискуссии будут пустым проведением времени.

Интерактивное богослужение и интерактивное миссионерство

Слово, которое чаще всего звучит в орторунете, - «Православие» - может отпугнуть читателя. Писатель и публицист Константин Ковалев-Случевский считает: «Нам очень нужны светские писатели, которые могли бы рассказывать о Православии, не называя его этим словом. Если мы все время будем повторять его, мы скоро перестанем общаться с внешним миром».

Константин Ковалев сосредоточился на понятии интерактивности. Интерактивность для каждого индивида - быть везде и всюду, получать информационные потоки из разных источников и реагировать на них определенным способом.

Интерактивность - это не только взаимодействие и коммуникация. Этого мало. Она появляется, «когда из быстрого и реального взаимодействия делаются выводы, принимаются решения, которые мгновенно обнародуются, и вследствие этого происходят подвижки в реальности», - таково определение Константина Ковалева.

Церковь всегда умела помнить и анализировать. В этом смысле само церковное Предание живо и интерактивно. У Церкви есть своя интерактивность - богослужение. Оно не может не быть таким. Фрески, иконы, пение, проповедь интерактивны. Основной критерий здесь тот же: в процессе богообщения происходят изменения в нашей жизни.

Интерактивность подразумевает еще и виртуальную реальность. «У нас в Интернете все так гладко, у нас столько епархиальных сайтов, что создается иллюзия интерактивности Церкви в России, однако это не так, - считает писатель. - Создание форумов в Интернете - еще не интерактивность. Но если вся информация от пользователей будет быстро обрабатываться и использоваться - это будет интерактивность».

«Сопоставить личное и идеальное православие» в блогах

В Интернете не только цитируют Евангелие, но и говорят о личном опыте христианской жизни. Заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве Юрий Белановский посвятил свой доклад тому, как сильно порой отличается идеальное Православие (незыблемая основа, вероучительный, богослужебный и нравственный минимум, отступление от которого лишает нас звания христианина) и православие реальное - то, чем живут христиане здесь и сейчас.

Сегодня православные просветительские ресурсы предлагают знакомиться с тем, что пишется как бы от «идеального я». Знание только идеального Православия не помогает ответить на вопрос, как мне это к себе применить и как с этим жить. «Новообращенные часто остаются наедине с самими собой», - говорит Юрий Белановский. - Часть из них становится фарисеями, уверенными в тождественности личного и идеального Православия, а часть «идет вразнос», устав от запретов.

В Интернете появилась возможность общаться. «В блогах можно знакомиться с реальным Православием. Блоги превратились в своего рода христианские общины», - это Юрий считает главной ценностью ЖЖ и аналогичных ресурсов. «Православие достаточно заумно, вхождение в традицию требует диалога. Сидящие в блогах обрели веру в 90-х и уже имеют опыт, которым могут поделиться», - говорит он. Впрочем, те, с кем нужно делиться опытом, - это тоже «сидящие в блогах»...

«Блоги полны критики церковной жизни, - признает Белановский, - однако часто это не хула, а рассуждение единоверцев, выражение скорби и боли о наших недостатках». Часто в дискуссиях можно увидеть единство православных блогеров.

«Православные блоги дают адекватную картину православной действительности», - смело заявляет Юрий Белановский (все же кажется, что в разных френдлентах «адекватная картина» будет слишком разной, чтобы можно было обобщать).

Ответственность за сказанное слово

Главный редактор журнала «Нескучный сад» и портала «Милосердие.ру» Юлия Данилова подняла вопрос об ответственности за информацию, распространяемую в Интернете (напомним о скорости распространения смс о 22-х миссионерских семьях, которых якобы собирались казнить в Афганистане, - православное сообщество явно «повелось»). «Мне кажется, уже пришло время, когда мы должны поставить преграду анонимности в православных Интернет-сообществах. Игнорирование анонимной информации дает хорошие результаты», - говорит Юлия Данилова.

Другая проблема состоит в том, что люди напрасно не воспринимают свои блоги как публичную площадку. С этим связан большой процент конфликтов. Часто встречается аргумент: это же мой дневник, пишу что хочу.

«Есть персонажи, которые накручивают свои рейтинги, собирая жареные новости из церковной жизни и называя это миссионерством», - это третья проблема, отмеченная редактором «Нескучного сада». Цена такого шума, по ее мнению, очень мала. «Критерий миссионерства - готовность положить душу свою за други своя», а не рейтинг. Это было у отца Даниила Сысоева. Успех миссионерской деятельности оценивается по плодам. «Важно быть честным. Главное - не технологии, не умело подхваченные приемы манипулирования массами и аудиториями, а адресная любовь к собеседнику», - подытожила Юлия Данилова.

  Ближайшее будущее покажет, была ли конференция «Лепты» и «Церковного вестника» интерактивной в том смысле слова, который предполагает изменения в реальной жизни по результатам сетевого обсуждения. Большинство докладчиков и участников прений - блогеры. Их журналы уже давно не анонимны. Видимо, с них нам предлагается брать пример в сетевом поведении для создания продуктивных моделей Интернет-миссии и коммуникации.

 Читайте также:

Миссионер в сети: дипломат? Аноним? Создатель рейтингов?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале