Пасха в изобразительном искусстве: семь важных произведений

Как изобразить главное событие в истории христианского мира — Воскресение Христово? Ответ на этот вопрос художники ищут уже на протяжении двух тысячелетий. В этой подборке — семь произведений искусства, посвященных Пасхе: от мозаики «Сошествие во ад» на сияющем золотом фоне из греческого монастыря Осиос Лукас до модернистской картины «Вестники Воскресения» Николая Ге и от знакового для живописи Возрождения «Воскресения Христа» тосканского мастера Пьеро делла Франческа до каменного рельефа современного русского скульптора Анатолия Комелина.

Сошествие во Ад

Мозаика из монастыря Осиос Лукас

Начало XI века

 

Мозаичная композиция «Сошествие во Ад», находящаяся в греческом монастыре Осиос Лукас, относится к шедеврам византийского искусства начала XI века. Несмотря на то, что монастырь находится в провинциальной Греции, его мозаики исполнены константинопольскими мастерами, так как он имел покровительство императора.

Композиция мозаики лаконична — искусство Византии в этот период в принципе не многословно. На золотом фоне в центре изображён Христос, левой рукой выводящий из Ада Адама, а правой опирающийся на крест — символ Страстей. Рядом с Адамом — Ева в молитвенной позе. С другой стороны от Христа представлены Давид и Соломон — пророки, которые возвещали о пришествии Спасителя. И прародители, и пророки стоят в мраморных саркофагах. Спаситель же изображён попирающим пещеру Ада, его повергнутые врата, засов и ключ. 

Условность поз, пропорций, передачи объёма, статичность фигур, характерная для византийского искусства этого времени, не отменяет высокой эмоциональности в композиции. Колорит довольно яркий, интенсивные цвета оттеняются белыми светами (бликами — «ТД») и звучат ещё глубже. Уверенная поза Христа выражает триумф, жесты и лица прародителей  — надежду, а пророков — радость. Статичность и симметрия в композиции придаёт ей торжественность, утверждает незыблемость нового порядка.

Сошествие во Ад

Икона из Воскресенского собора г. Коломны

Конец XIV века

 

Эта икона, находящаяся ныне в собрании Третьяковской галереи, представляет собой совсем иной вариант той же иконографии. Композиция более насыщенная, число фигур увеличивается, и они более активно действуют. В центре снова изображён Христос, попирающий врата и выводящий за руку Адама. Однако фигура Его дана в развороте, а не фронтально, что задаёт динамику. Ева тянется к руке Христа. За каждым из прародителей стоит сонм святых: Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, жёны-мироносицы. Обилие фигур делает в иконе акцент на вселенскую значимость изображаемого события. Помимо этого, за Христом изображён сонм ангелов с копьями, которыми они попирают демонов. Изображения небесных сил сопровождаются надписями с названиями добродетелей — «любовь», «братолюбие», «мир», а демонов — названиями пороков (сохранились только «ярость» и «сребролюбие»). Так в иконе совершается отход от абстрактной богословской трактовки события в пользу более конкретной, утверждается идея о том, что реальные человеческие дела любви и милосердия могут победить зло. 

Пьеро делла Франческа

Воскресение Христа

Ок.1460

 

Пьеро делла Франческа — фигура исключительная в истории итальянского Возрождения. Его плохо знают зрители, но боготворят историки искусства, считая, что именно он в XV веке открыл путь к Высокому Возрождению. Английский писатель Олдос Хаксли назвал его фреску «Воскресение Христово» «лучшей картиной в мире», и это спасло родной город художника Борго Сан Сеполькро от разрушений в годы Второй мировой войны: командир англичан читал эссе Хаксли и приказал прекратить огонь по городу, таящему в себе «лучшую в мире картину».

Композиция «лучшей в мире картины» отличается простотой. Но именно ясность и геометрическая выверенность пропорций позволила Пьеро отойти от нервного напряжения готики и как никогда близко подойти к Античности. На переднем плане, напоминающем рельефы римских саркофагов, спят воины. Они — часть прежнего, отжившего своё, мира. Над ними, почти ровно по центру фрески — так, чтобы нарушить стереотипную симметрию, но всё же отдать дань традиции и канону — делает первый шаг из гроба Христос. В Его лике и позе есть то, что отличает образы Пьеро: лик кажется скульптурным и немного застывшим, «генетически» связанным с искусством Византии, но взгляд Христа направлен на зрителя и вступает с ним в диалог. Шаг Спасителя нарушает безмолвие пейзажа, а Его розовые одежды говорят о наступлении новой эры в искусстве. Христос у Пьеро — современник и соотечественник всех и каждого, точно так же, как пейзаж за Его спиной — это весенняя Тоскана, но и весь мир, пробуждающийся ото сна. Кровь, ещё сочащаяся из ран, делает Христа братом всякому человеку; взгляд, строгий и неотмирный одновременно, сообщает каждому о прощении, флаг — о победе. Победе над смертью, главной для всего человечества и такой важной и для крохотного Борго Сан Сеполькро, названного в честь Святой Гробницы, и для скромного, но великого Пьеро делла Франческа, трудившегося над фреской в далёком от нас 1460 году. 

Питер Пауль Рубенс

Воскресение

1616

 

Эпоха барокко также не обошла стороной такой сюжет, как Воскресение. Так, ему посвящена картина Питера Пауля Рубенса, находящаяся ныне в палаццо Питти во Флоренции. В религиозном искусстве XVII века, когда католическая церковь переживала связанный с влиянием Реформации кризис, на первый план стали выходить не отвлечённо-богословские категории или морально-этические вопросы, а убеждение зрителя в реальности происходящего перед ним, создание ощущения со-присутствия чуду. На полотне Рубенса Воскресение трактовано именно так. Христос изображён сидящим на могильной плите в позе триумфатора. Ангелы поддерживают пелены, сияющие от исходящего от Него света. Всё действие происходит на первом плане, очень близко к краю картины; тщательно прописана пластика тела Христа, передаётся фактура каменного надгробия и тканей. Судя по размеру (183 на 155 см), картина предназначалась для церкви, и стоящий в полутьме церкви верующий должен был испытывать поразительное ощущение реальности происходящего. 

Александр Иванов

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

1834 — 1835

 

Александра Иванова принято считать художником одной картины — «Явления Христа народу». Даже известные многим акварельные «Библейские эскизы» не могут сравниться  по популярности с главным произведением художника, которому было отдано двадцать лет его жизни. Ещё меньше людей помнят о картине, предвосхитившей «Явление Христа народу» и связанной с ним даже названием — о «Явлении Христа Марии Магдалине после воскресения», хранящемся в Русском музее в Петербурге. Тема явления, встречи, столкновения двух миров — человеческого и Божественного — очевидно волновала художника, который отчитывался «Явлением Христа Марии Магдалине» перед Обществом поощрения художников и показывал, что его римская стажировка не проходит даром. Впрочем, чисто итальянского влияния на картине мало: только светотеневые контрасты отдалённо напоминают о караваджизме, а фигуры являют образец обобщённого, очень космополитичного европейского классицизма XIX века.

От самого Иванова здесь — философия. Этой картиной он говорит о земном и небесном. Земное воплощено в фигуре Марии Магдалины. Охристые одежды, коленопреклонённая статичная поза роднят её с землёй, укореняют в буквальном смысле. Она не может коснуться Христа, и единственное, что её с Ним объединяет, — это упавший с головы на плечи белый шарф, рифмующийся с белоснежным одеянием воскресшего Спасителя. Его преображённая после воскресения сияющая плоть — источник света, озаряющий и Марию Магдалину. Шаг, который делает Христос на картине, не только предвосхищает шаг Спасителя к людям в «Явлении Христа народу». Уже здесь Он вот-вот обернётся и встретится глазами с нами, смотрящими на картину.

Николай Ге

Вестники Воскресения

1867

 

Николай Ге стал профессором Академии художеств благодаря осовремененной, претендовавшей на историзм и «художественную правду» «Тайной вечере», в которой апостолы возлежали (неслыханное дело!) за столом, а вошёл в историю как автор лаконичной картины «“Что есть истина?” Христос и Пилат». «Вестников Воскресения» современники считали откровенной неудачей и сравнивали фигуру бегущей Марии Магдалины с «то ли сорокой, то ли ласточкой». Они, однако, не учитывали одного: все те цветовые и композиционные находки, которые делали Ге одним из интереснейших художников своего времени, он использовал и в этой картине, воплощая очень нетривиальную идею — показать Воскресение Христово, не показывая самого Христа. Ге рассказывает о переломном моменте в истории человечества и при помощи пейзажа — разгорающейся на заднем плане зари, и порывисто движущейся фигуры Марии Магдалины. Стражники, уставшие сонные солдаты (как здесь не вспомнить Пьеро делла Франческа?) уходят прочь, в небытие. То, что они исчезают из пространства картины навсегда, подчёркивает даже траектория их движения: они идут сверху вниз и справа налево, по диагонали, которая называется в искусстве нисходящей. Мария Магдалина, наоборот, бежит слева направо, и наша привычка смотреть на картину именно так, слева направо (так же, как мы читаем текст), только ускоряет, усиливает её движение. Ге — мастер момента, и именно сейчас, в эту секунду его героиня несёт апостолам и всему человечеству Главную Весть. 

Анатолий Комелин

Сошествие во Ад из праздничного ряда иконостаса церкви свв. Петра и Павла в Тарусе

2009

 

Нельзя обойти стороной и современное церковное искусство. Интересный его пример даёт белокаменная скульптура Анатолия Комелина. В своих работах он переосмысливает наследие византийской и древнерусской живописи, а также романскую (в том числе встречающуюся в рельефах соборов во Владимире) скульптурную традицию. Условность и знаковость композиции, пропорций, поз, жестов позволяет Комелину передать непосредственное, почти детское религиозное чувство. Его руками, в соавторстве с женой-живописцем Ириной Старженецкой, в 2009 году был создан иконостас для храма святых Петра и Павла в Тарусе.

Сама идея каменной преграды, отделяющей алтарь от основного пространства храма, не нова: в Византии и ранних храмах средневековой Руси встречались каменные перегородки. Однако они были низкими. Высокие иконостасы с несколькими ярусами икон, возникшие, видимо, уже на русской почве, не выполнялись из камня. Воспроизведение высокого иконостаса в скульптуре является новаторством художника. Также нетрадиционный ход — выполнение в камне икон.

Композиция «Сошествия во Ад» в какой-то степени напоминает древнерусские иконы времён Андрея Рублёва. В центре в мандорле изображён Христос, стоящий на створках врат Ада. Его фигура в два раза больше фигур остальных персонажей, что подчёркивает Его Божественную сущность. Подобная иерархическая разномасштабность была одним из принципов романской скульптуры. По сторонам от Христа в «клеймах» изображены четыре группы спасающихся. Слева от Него в верхнем ярусе — прародители. Адам миниатюрными ручками радостно обхватывает большую руку Спасителя. Внизу слева фронтально показаны главные ветхозаветные святые, предвозвещавшие события Воскресения — цари Давид и Соломон, внизу справа — праотцы Авель и Ной. Верхнее правое клеймо, в отличие от трёх других, содержит много фигур, но они лишь чуть намечены контуром, без проработки лиц. Можно трактовать его как изображение всех, кто был изведён из Ада в тот день, но можно и шире — как всё человечество, которое было спасено крестной Жертвой.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале