Компьютерные игры со смыслом: Old Man's Journey, Last Day of June, A Memoir Blue

В прошлом году у нас уже была статья про игры со смыслом. Этим текстом мы продолжим погружение в мир эмоциональных сюжетных приключений. В Old Man's Journey старичок отправится в далёкое и сложное путешествие, чтобы воссоединиться с утраченной семьёй. В Last Day of June ставший инвалидом мужчина попытается переосмыслить произошедшую с ним трагедию. В A Memoir Blue чемпионка по плаванью нырнёт в глубины своей памяти, чтобы примириться с матерью.

Old Man's Journey (2017, жанр: головоломка).

 

На чём играть: Windows, Mac, PlayStation 4/PlayStation 5, Xbox One/Xbox Series X|S, Nintendo Switch, iPhone, iPad, iPod touch.     

Русский язык: меню на русском языке; перевод не требуется.   

Пожилой мужчина получает письмо и отправляется в путь. Он покидает свой домик на берегу моря и устремляется в неизвестность. Игра не сообщает игроку о конечной цели, но зато сразу погружает его в атмосферу настоящего путешествия. Управляя пожилым героем, вам придётся пересечь холмы, горы, города и моря. Помнится, со Стивом Мартином была комедия с говорящим названием «Самолётом, поездом, машиной». В Old Man's Journey похожая ситуация: воздушным шаром, поездом, машиной, судном. Только смешного в игре мало.  

Игровой процесс прост: нужно перемещать героя внутри пейзажа, продвигая его всё дальше и дальше. При игре на ПК можно обойтись без геймпада: управление в Old Man's Journey максимально облегчённое, или, как говорят геймеры, однокнопочное. Мышкой играть очень удобно. Главная же особенность игрового процесса в том, что вы можете регулировать пейзаж. То есть менять высоту и угол наклона некоторых поверхностей, по которым ходит наш путешественник. При этом поверхность, на которой персонаж стоит в данный момент, двигать нельзя. Собственно, в этом и заключается вся головоломка – сдвинуть линии поверхностей так, чтобы герой смог пройти дальше. Вот наглядная иллюстрация.

 

Персонаж может ходить только по жёлтым линиям. Некоторые жёлтые линии вы можете двигать. Например, вы можете двигать линии холмов, а линии жёстких конструкций (крыш и каменных лестниц) вам переместить не удастся. В данный момент вы не можете подняться наверх, так как для подъёма нужна сплошная жёлтая линия. Чтобы её создать, вам нужно перебросить героя к голубой лавочке слева, а затем поднять голубой холм так, чтобы его линия слилась с линией крыши. Вуаля! Путь открыт. Теперь вы перейдёте от лавочки к голубому холму, а с него – на крышу – и далее, к мосту, на котором стоит велосипед.

Иногда тип задачек будет меняться. Например, на пейзажах попадаются овцы, мешающие пройти дальше. Они станут участниками забавных головоломок. Запугать или прогнать их насовсем не удастся. Их можно лишь гонять от одного клочка травы к другому и обратно. Соответственно, путём нехитрых манипуляций нужно убрать овец со своего пути и, улучив момент, прошмыгнуть мимо.

Разобраться во всём этом несложно. Как правило, головоломки в игре простые. Всего в ней 15 коротких глав, которые проходятся за 2-3 часа. К особенностям Old Man's Journey можно отнести отсутствие разговоров и всяческих реплик. Именно поэтому игре не требуется перевод. Зато в ней при помощи курсора можно взаимодействовать с деревьями, конструкциями, предметами и персонажами. Пошелестите листвой крон, подвигайте крылья ветряной мельницы, позвоните в велосипедный звонок, разбудите собаку и кошку, заставьте лягушек поквакать, а старушку поворчать. Наконец, найдите черепаху, спрятавшуюся в одном из пейзажей. В общем, будет чем заняться во время путешествия.

Дополнит всё это качественная музыка и детализированная картинка. Разработала игру австрийская инди-студия Broken Rules. И Old Man's Journey стала для неё визуальным прорывом. Предыдущие проекты студии смотрелись оригинально и отсылали к стилистике бумажного коллажа и оригами. Но именно в Old Man's Journey визуальный стиль австрийцев окреп и стал в один ряд с хорошими иллюстрациями из лучшей детской литературы. Это подтверждает и «Гиббон: за гранью леса» – последняя игра студии, вышедшая в прошлом году. Смотрите, как приятно выглядит это приключение об экологических проблемах.  

Возвращаясь к Old Man's Journey: сюжет в игре, как водится, жизненный. Подаётся он маленькими порциями через картинки-воспоминания, которые проявляются в голове у героя во время отдыха. Из них вы узнаете, как персонаж жил, кого любил и что потерял. Простая, но поучительная история с обнадёживающим концом.

Last Day of June (2017, жанр: головоломка). 

На чём играть: Windows, PlayStation 4/PlayStation 5, Nintendo Switch.

Русский язык: есть русские субтитры, но можно играть без перевода.

Прекрасный летний день. Жена и муж отдыхают на природе. Джун делает Карлу сюрприз и вручает коробку с подарком. Мужчина не успевает её открыть. Начинается дождь, и парочка уезжает домой на автомобиле. На скользкой дороге происходит авария, в результате которой Карл становится инвалидом, а также теряет жену и её нерождённого ребёнка. Здесь стоит отметить, что Джун – художница. В тягостном домашнем одиночестве Карл натыкается на её старые картины, и тут происходит чудо. Мужчина понимает, что эти картины – окна в прошлое. Возвращаясь раз за разом в тот злосчастный день, игрок пытается понять, можно ли было предотвратить трагедию.

Last Day of June – игра, события которой происходят в течение одного дня. И в данном случае June – не только название летнего месяца, но и имя жены Карла. Жанр игры: головоломка с временными петлями. Вспомните фильм «День сурка», где главный герой не мог вырваться из временной петли, многократно проживая один и тот же день. В Last Day of June похожая ситуация, но с заметной разницей. В игре на один и тот же день можно посмотреть четырьмя разными персонажами.

Действие игры проходит в небольшом населённом пункте, где у Карла и Джун есть четыре соседа: маленький мальчик, их общая подруга, усатый охотник и дед с палочкой. Каждого из этих соседей Джун изобразила на отдельной картине. Четыре картины соответствуют четырём взаимосвязанным уровням или временным петлям. Сначала мы проникаем в картину с мальчиком и, играя за него, пытаемся предотвратить аварию. Затем отправляемся во вторую картину и управляем уже подружкой – здесь авария имеет другой сценарий, и способ её предотвращения будет сложнее. Причём события первого сценария окажут влияние на развитие второго. Цель игрока – выстроить идеальную цепочку из четырёх сценариев, чтобы спасти Джун.

Возможно, звучит это всё запутанно, однако сам игровой процесс прост. Управление несложное, бегать по локациям приятно. Некоторые сложности могут возникнуть разве что во временной петле с усатым охотником. Впрочем, в крайнем случае можно заглянуть в прохождение и подсмотреть решение там. Отдельно стоит отметить, что игра между делом затрагивает ряд социальных проблем. Когда вы управляете Карлом на инвалидной коляске, то замечаете высокие каменные бордюры, мешающие вам передвигаться по посёлку. И это проблема – городская среда не всегда бывает доступной для людей с ограниченными возможностями. А потом вы видите в первом сценарии, что авария происходит из-за мальчика, от которого отмахиваются все взрослые. Дети, оставшиеся без присмотра, – ещё одна проблема! Перечислять оставшиеся проблемы не буду во избежание дальнейших спойлеров.

Интересно разработчики подошли к раскрытию персонажей. Как и в Old Man's Journey, здесь отсутствуют диалоги. Тут всё понятно без слов, а персонажи раскрываются через воспоминания. Но в отличие от Old Man's Journey воспоминания здесь не приходят сами – их нужно искать внутри картин. Они лежат на локациях в виде полупрозрачных пузырей с портретами героев. Один пузырь даёт игроку одну фотографию из жизни персонажа. Чтобы собрать все воспоминания всех героев, придётся основательно побегать, возвращаясь в разные картины снова и снова. Эти воспоминания не важны для продвижения по сюжету, но помогают лучше понять участников истории. Благодаря снимкам вы узнаете, почему мальчику не с кем играть, какую тайну хранит подруга, отчего усатый охотник помешан на охоте и какую трагедию пережил дедушка. Иногда за яркими красками и весёлыми летними пейзажами скрываются грустные вещи.

Теперь перечислю эстетические особенности игры. В Last Day of June отличная летняя атмосфера. Хотите побыстрее окунуться в лето? Значит, вам сюда. Визуальный стиль игры – цифровой импрессионизм. То есть картинка напоминает как реальную живопись импрессионистов, так и эффект живописных фильтров из фоторедакторов. К слову, в доме Карла и Джун есть ряд арт-пасхалок. Побродите по нему в начале игры и найдите на стенах репродукции известных картин Вермеера, Каспара Давида Фридриха, Леонардо, Климта, Ван Гога и Мунка.     

Другой источник вдохновения разработчиков – песня «Drive Home» британского рок-музыканта Стивена Уилсона, известного по группе Porcupine Tree. Прекрасный клип на эту песню повлиял на дизайн персонажей Last Day of June. А текст песни в свою очередь оказал влияние на сюжет игры. В «Drive Home» тоже рассказывается об автокатастрофе, и главная мысль песни совпадает с главной мыслью игры. Звучит она примерно так (перевод трёх строк из трека): «Перестань себя винить, / Справься с болью, / Отряхни свои крылья вновь».  

Саундтрек – один из главных плюсов игры. Вся музыка из него написана Уилсоном. Если вы раньше его не слушали, то вот для примера песня о Лазаре, для которой он написал и музыку, и слова. В общем, саундтрек Last Day of June можно слушать отдельно от игры. Это задумчивый красивый рок, иногда переходящий в эмбиент.

A Memoir Blue (2022, жанр: интерактивная новелла)

На чём играть: Windows, PlayStation 4/PlayStation 5, Xbox One/Xbox Series X|S, Nintendo Switch.  

Русский язык: меню на русском языке; перевод не требуется.

Да, этой игре тоже не требуется перевод. В этом отличие небольших душевных инди-игр от игровых блокбастеров. Иногда маленьким играм слова не нужны. Они выбирают универсальный язык эмоций, понятный каждому.

Молодая чемпионка по плаванию отдыхает у себя дома. Звонит телефон. Девушка не отвечает на звонок (мы не сразу поймём, кто ей звонил), а затем засыпает на закате под красивую песню. Во сне она погружается в глубины памяти, чтобы разобраться в своём прошлом. Погружение нам показывают наглядно: квартира как бы заполняется водой, пол проламывается и девушка ныряет в глубину.

Почти вся игра – путешествие по прошлому, которое похоже на обветшалый подводный мир. В нём по старым фотографиям и воспоминаниям мы узнаем историю чемпионки. Оказывается, когда она была ребёнком, её родители расстались. Мать-одиночка погрузилась в работу, чтобы прокормить маленькую семью и невольно отдалилась от девочки. Девочка нашла себя в занятиях по плаванью, но спорт не сделал её счастливой, несмотря на многочисленные достижения. Цель подводной одиссеи – помочь девушке примириться с матерью и обрести душевное спокойствие.

A Memoir Blue – интерактивная новелла, где часть игры мы восстанавливаем воспоминания девушки, а другую часть – смотрим восстановленные воспоминания в виде кат-сцен. Восстанавливать воспоминания не сложно – нужно просто передвигать курсор по экрану и взаимодействовать с предметами. Вместе с чемпионкой мы движемся по её прошлому. Вот мама с девочкой переезжают в новую квартиру. Значит, нужно пощёлкать по коробкам с вещами, чтобы они открылись, а вещи заняли своё место в комнате. А вот девушка вспоминает чествование на сцене. Стало быть, необходимо привести сцену в порядок: сдёрнуть покрывала с колонок, поднять упавшие софиты, повернуть рубильник, чтобы зажёгся свет.     

A Memoir Blue – игра простая, линейная и короткая (её прохождение займёт от одного до двух часов). Тем не менее внутриигровые достижения в ней не такие уж очевидные. При первом прохождении я получил лишь 4 достижения из 15, а при втором смог довести количество «ачивок» до 9. Даже в таком ограниченном игровом пространстве разработчики из маленькой студии Cloisters Interactive сумели проявить фантазию. Например, вот достижение «Человек-амфибия». Для его получения нужно в эпизоде с бассейном проплыть всю дорожку строго под водой. Это достижение я случайно получил с первого раза. Или вот достижение «Да будет свет». Его можно получить, если в эпизоде с закатом осветить одновременно подъёмный кран и рекламный щит. Это удалось сделать лишь при повторном прохождении. Главные условия: 1) не опускать солнце за горизонт, придержав его внизу, 2) зажечь рекламный щит справа, 3) передвинуть подъёмный кран вперёд, чтобы его огни осветили щит. На пиратских версиях игры достижения работать не будут.

Но достижения – это так, баловство. Всё-таки главное – в другом. Игра рассказывает историю о том, как важно переосмыслять прошлое и отбрасывать старые обиды. A Memoir Blue подаёт игроку сигнал: забудь о плохом, помни о хорошем, сними, блин, трубку, когда тебе звонят родители! И добавить к этому нечего. Разве что – ссылку на полный саундтрек.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале