Пути будущего: выставки современного искусства в московском музее архитектуры

Государственный музей архитектуры им. Щусева совместно с арт-галереей «К35» представляют выставки современных художников. 5 августа в здании на Воздвиженке открылись сразу две такие экспозиции: первая персональная выставка художницы Наталии Спечинской «Интеграция» и проект Андрея Новикова и Сергея Колосова «Культурный слой». Их можно рассматривать как единый замысел: на это намекают общий организатор, выставочное пространство (флигель «Руина»), а также даты открытия и окончания. Конечно, трактовок здесь может быть множество – мы предлагаем одну из них.


Кажется, что цель, объединяющая обе экспозиции – показать разные пути, ведущие к будущему: путь эволюционный – постепенные, управляемые изменения, и путь революционный – создание нового на руинах старого.

Первый, эволюционный путь, отражают работы петербуржской художницы Наталии Спечинской. В основу её проекта «Интеграция» легли размышления о связях современного и классического искусства. Главный авторский метод вынесен в название выставки – это интеграция, сознательное помещение «старых» форм в новую для них среду. Экспозицию составляют живописные и графические работы Спечинской, а также инсталляция «синхронное плавание» – ключевое произведение проекта.


В прямоугольную ёмкость, имитирующую бассейн, поставлены парами восемь женских бюстов – копий с работы скульптора эпохи кватроченто Франческо Лаураны. На часть бюстов надеты плавательные очки и шапочки. Создаётся вполне гармоничное впечатление, но за счёт его необычности остаётся пространство для свободной фантазии, а значит, для развития. 

Тема бассейна, который становится средой преобразований, звучит во многих работах, представленных на выставке. Это связано с личной историей Спечинской – идея проекта пришла к художнице после того, как знакомую ей с детства квартиру перестроили под бассейн.

Название работ «Идущие по следу I» и «Идущие по следу II» можно рассматривать как метафору к творческому методу автора: Наталия Спечинская как бы ищет «новое» искусство, идя по следам, которое оставило «старое». Главное – сознательный поиск, пробы и постепенные изменения. К чему в итоге они приведут, неизвестно.


Художник Андрей Новиков и автор инсталляций из стекла Сергей Колосов демонстрируют другой «путь» будущего – революционный. Выставка их работ называется «Культурный слой». В археологическом культурном слое не так часто можно обнаружить целые предметы, в основном – лишь их фрагменты. Так, новое поселение возникает на земле, в которой лежат обломки предшествующих.

Центр этой экспозиции – тоже инсталляция. Из «окна» в стене вываливаются куски стекла, похожие на кучу битых лампочек, на полу разбросаны «дореволюционные» кирпичи со штампом мастерской и грубо обструганные доски. Арт-объект называется «Будущее прекрасно» – новое возникнет из хаоса, образовавшегося после разрушения прошлого, отжившего. 


Картины Андрея Новикова иллюстрируют единый процесс перехода от прошлого к будущему. Этот процесс можно разделить на этапы, каждый из которых символизирует та или иная картина художника. Множество работ посвящено разрушенному, навсегда ушедшему прошлому, –   например, картины серии «cultural layer», на которых изображены древнеримские бюсты императоров, обмотанные верёвками, словно водорослями. 

На других полотнах мы видим людей, выходящих из запустения – разрушающихся интерьеров заброшенных усадеб. Делают они это очень странным способом: например, взлетая на надувных плавательных кругах. В частности, левитирует на таком круге в виде розового фламинго героиня картины «Новые возможности структурных изменений». Абсурдность «вида транспорта» для «перехода в новое состояние» может означать непрогнозируемый ход истории: выход из хаоса порой бывает там, где его совсем не ожидаешь найти.


Работа «Победитель» представляет последний этап перехода к будущему. На картине изображено внутреннее пространство здания, похожего одновременно и на цирк, и на гараж, и даже на храм. В центре, под куполом – пятно света. Повсюду протянуты рельсы, как на американских горках, а вдоль них, по направлению к световому куполу, двигается Герой – человек, которому суждено войти в будущее (которое, видимо, и символизирует световой купол). Конкретного образа этого будущего, впрочем, автор не даёт, предугадать его невозможно. Зато на спине Героя, между лопаток, отчётливо видны два шрама – наверное, это необходимый атрибут человека, живущего в эпоху непредсказуемых и неуправляемых перемен.


Обе выставки дают новый повод для размышлений о ходе истории, её движущих силах и вариантах развития. А также – о возможностях человечества и его неотвратимого будущего.

Экспозиции работают до 20 сентября.

Иллюстрации автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале