Принципы создания и развития христианских общин в вузах

Публикуем документ Московской городской епархии Русской Православной Церкви, принятый на Епархиальном совете 7 декабря 2021 года и утверждённый Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 20 января 2022 года. Документ является рамочным: в нем представлены смысловые и ценностные основы церковного присутствия в вузах. В развитие этих принципов в дальнейшем предполагается создать пополняемый набор практических рекомендаций, образцов документов, проектов, историй и примеров создания и развития христианских общин в вузах.

Община домового храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова. Фото: творческое объединение «Парсуна»

1. Введение

1.1 Университет в обществе

Университеты во всем многообразии их типов и форм занимают важное место в современном обществе.

Традиционно вуз – место производства и передачи знания. В этом своем качестве он остается значим и сегодня, в контексте развития «экономики знаний» и решения прорывных задач научно-технологического развития. В связи с этим совершенствуются и становятся более эффективными исследовательская и образовательная деятельность вузов, их нацеленность на решение задач реального мира, соответствие запросам работодателей и потребностям рынка труда.

Современный вуз эволюционировал от модели «гумбольдтовского» университета, созданного для эффективного решения задач, стоящих перед индустриальной экономикой и национальным государством XIX века, к версиям, модифицированным в соответствии с новыми социальными, экономическими и политическими реалиями: приоритетное внимание к требованиям рынка, проектное мышление, студентоориентированность.

Несмотря на все эти изменения, обусловленные требованиями времени, вузы продолжают выполнять и иные, важнейшие для общества функции. Университеты остаются одним из ключевых общественных институтов. В университетах не просто предоставляются образовательные услуги и решаются исследовательские задачи, но воспроизводится элита, сохраняются и транслируются ключевые ценности науки и культуры. В национальных государствах университет традиционно выполнял роль теоретического осмысления и сохранения национальной идеи.

1.2 Христианство в светском университете

Средневековый европейский университет был институционально связан с христианской традицией. Прототипом всех российских университетов явилась Славяно-греко-латинская Академия. И именно Церковь сыграла важную роль в развитии и становлении высшей школы в России.

В поствестфальской Европе университеты переходят под секулярный контроль национальных государств, в более позднее время возникает многообразие статусов и организационно-правовых форм. Но на всех исторических этапах развития университетов в большей или меньшей степени сохраняется и культивируется академическая свобода.

Секуляризация университета означает, что хотя религия в нем может присутствовать и в виде теологического факультета, и в виде университетской церкви, и в виде профессуры и студентов, принадлежащих к ней, но при этом она не имеет властных полномочий и институциональных привилегий. Постепенно нормой становится отказ от демонстрации своей религиозной принадлежности в академическом пространстве, и «вынесение за скобки» своих религиозных убеждений в научной деятельности и в гражданской полемике. Все это создает особые условия для религиозных общин в контексте университета: они не запрещены, но их деятельность регламентируется светскими нормами.

В российских вузах сохраняет свое влияние и специфика советского наследия с его пониманием «светскости», как запрета на присутствие религии в общественно значимых сферах, включая университет. Вместе с тем, обратной стороной советского наследия является то, что профессорско-преподавательский состав зачастую с опасением относится к появлению Церкви в университете, полагая, что это может означать возврат к идеологическому контролю и доминированию по советской модели. И эти опасения подпитываются еще и тем, что присутствие Церкви в университете порой пытаются использовать в рамках прямолинейных командных методов «воспитательной работы» по советским лекалам.

С учетом этих обстоятельств, создание и развитие христианской общины в современном российском вузе – важная, но очень непростая задача, сопряженная с решением многих проблем и требующая понимания контекста жизни вуза, гласных и негласных правил и норм.

Христианская община – это всегда, в первую очередь, община молитвы, литургическая церковная община. Но литургия – это не только богослужение. Изначально, в античном словоупотреблении, это общественное служение. В православной мысли XX века было отчеканено понятие «литургии после Литургии», означающее миссионерскую, диаконическую и социальную деятельность христианской общины, «посылаемой в мир» по свершении Евхаристии для свидетельства и служения.

В вузе может быть, а может и не быть своего собственного храма, в котором совершается Евхаристия. Но даже отсутствие университетского храма не означает невозможности существования христианской общины вуза. Более того, даже наличие собственного храма не означает, что в университетскую христианскую общину могут входить лишь ее прихожане. Даже принадлежа к разным приходам, к разным Евхаристическим общинам, вузовская христианская община может объединяться вокруг задач «литургии после литургии» - христианского свидетельства и служения в вузе.

2. Создание христианской общины в вузе

Инициатива по созданию христианской общины в вузе может исходить как «снизу», так и «сверху».

В первом случае низовую инициативу студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников важно поддержать, направить в правильное русло, оказать помощь в установлении взаимодействия с руководством и соответствующими службами и подразделениями вуза.

Во втором случае важно понимать, что христианская община не может быть создана с нуля, работа по ее созданию обязательно должна ориентироваться на имеющихся христиан в составе профессорско-преподавательского состава и студенчества вуза.

В любом случае инициаторам создания такой общины важно взаимодействие с руководством вуза и со всеми ключевыми структурами и службами. Важно, чтобы создание христианской общины не проходило конфликтно, важно терпеливо разъяснять, что создание общины не противоречит фундаментальным задачам вуза, но, напротив, поможет решать многие из них.

Важно, чтобы христианская община вуза изначально созидалась в соответствии с нормами и традициями Православной Церкви. Создание и развитие деятельности христианской общины в вузе является одной из важных задач благочинного соответствующего благочиннического округа, совершается по благословению архиерея, управляющего соответственным викариатством Московской городской епархии и во взаимодействии с Комиссией по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Священнослужитель, окормляющий общину вуза, либо настоятель храма вуза обеспечивает непосредственное взаимодействие Церкви и данной образовательной организации. В иных случаях взаимодействие Церкви с вузами г. Москвы обеспечивает клирик соответствующего викариатства, определенный управляющим викариатством архиереем по представлению благочинного, согласованным с председателем Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Значим подбор кандидатуры священнослужителя, поставляемого Святейшим Патриархом по представлению управляющего викариатством архиерея, согласованного с председателем Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы для окормления университетской общины. При выборе духовного наставника вузовской общины важное значение имеет миссионерский настрой кандидата. Такой священнослужитель должен вместе с тем обладать достаточным культурным уровнем (как минимум, с высшим светским образованием), быть близким по образованию к специфике вуза, в идеале – быть выпускником данного вуза или преподавателем вуза с научной степенью, способным налаживать и поддерживать контакты со студенческим сообществом, профессорско-преподавательским составом и администрацией вуза. Он должен понимать специфику современного вуза, тенденции в высшем образовании, конфликтные и проблемные зоны, особенности статуса и позицию профессорско-преподавательского состава, социальные и психологические проблемы современного студенчества. Если священнослужитель, окормляющий общину, не входит в профессорско-преподавательский состав вуза, то он должен озаботиться решением данного вопроса в соответствии с конкурсными и нормативными условиями учебного заведения.

Место христианской общины – в гуще университетской жизни. Община будет жизнеспособна лишь тогда, когда она строится на живых отношениях реальных людей. Вместе с тем развитие обусловлено в том числе и успешным взаимодействием с руководством вуза и с ключевыми службами и структурами. При этом следует избегать искушения полагать, что достаточно получить административную поддержку руководства вуза, и все проблемы будут решены. Важно, чтобы деятельность общины гармонично встраивалась в социальную плоть вуза, развивалась в сотрудничестве по значимым для вуза сферам и направлениям. 

3. Задачи христианской общины в вузе

· Как уже было сказано выше, христианская община – это прежде всего община веры, община молитвы, община духовной практики.

· Важнейшая задача христианской общины - свидетельствовать о своей вере, вере Церкви и о духовном опыте Церкви. В условиях вуза эта общехристианская миссионерская задача оказывается интеллектуальной миссией, оказывается апологетической задачей.

· Христианская община в вузе должна развиваться как способ жизни, как социальное явление. И здесь важно развитие самых разных форм социализации и общения (интеллектуальных, творческих, культурно-досуговых, спортивных, туристических, бытовых и др.).

· Христианская община не может не быть диаконической общиной, общиной заботы и помощи. И эта помощь может быть весьма разнообразна – от духовно-психологической помощи студентам, участия в работе строительных отрядов, до добровольческой работы.

Эти задачи могут решаться в следующих направлениях деятельности христианской общины: 

· Создание университетского храма, либо молитвенной комнаты.

· Создание условий для изучения Священного Писания и святоотеческого наследия.

· Организация лекториев/дискуссионного пространства, в частности, для обсуждения присутствия христианства в вузе, и в обществе, проблемы науки и религии, обсуждения острых проблем, включая нравственные и ценностные, вопросы межрелигиозного диалога.

· Развитие исследовательских междисциплинарных проектов, с участием религиозной (этической, ценностной) тематики.

· Открытие программ изучения теологии в вузах во взаимодействии с Научно-образовательной теологической ассоциацией, Комиссией по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, что позволит иметь доступ к грантовой, конкурсной поддержке со стороны российских фондов и программ, к сотрудничеству с иными кафедрами теологии.

· Развитие студенческих медиа/информационных проектов.

· Создание клубов «христианство и культура (литература, кинематограф и т.д.)».

· Творческие проекты и лаборатории – литература, поэзия, живопись, фотография и т.д.

· Проведение праздников и иных мероприятий на базе общежитий.

· Использование досуговых форм взаимодействия: туризм, экскурсии, паломничества и т.д.

· Создание условий для знакомства с христианской культурой иностранных студентов.

· Организация лагерей в период летних/зимних каникул.

· Установление сетевых контактов с христианскими общинами иных вузов.

· Создание христианской психологической службы в вузе.

· Участие в строительных отрядах по реставрации и восстановлению храмов/монастырей.

· Организация службы милосердия и помощи нуждающимся.

4. Сферы сотрудничества с руководством вуза

Важным фактором успеха деятельности христианской общины вуза является взаимодействие и сотрудничество с руководством вуза и соответствующими подразделениями.

Важным также является взаимодействие с различными государственными и общественными структурами, оказывающими помощь студенческим проектам: например, Росмолодежью, Российским союзом молодежи, Ассоциацией волонтерских центров, Российскими студенческими отрядами, Ассоциацией студенческих объединений и т.д.

4.1 Христианская община во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями вуза может предложить университетскому сообществу к реализации целый ряд совместных инициатив, касающихся учебной и научной сферы:

· Создание новых учебных курсов из общегуманитарного блока, в том числе, способствующих развитию таких soft-skills как критическое мышление, командных навыков.

· Организацию лекториев по расширению культурного кругозора студенчества.

· Развитие междисциплинарных исследовательских проектов, включающих в себя религиозную, аксиологическую, этическую проблематику.

· Организацию конференций и семинаров.

4.2 Одним из наиболее сложных направлений деятельности университетской христианской общины является участие в воспитательной работе вуза.

К сожалению, в отличие от учебного и исследовательского направлений деятельности, эта сфера по-прежнему остается под влиянием моделей, унаследованных от советского периода, с минимальным набором креативных новаций. Здесь следует иметь в виду следующее.

В то время, как в сфере собственно образовательной происходит переход от концепции, при которой студент рассматривается как объект образовательного воздействия, к рассмотрению студента как полноценного субъекта своего образовательного процесса, в сфере воспитания студент по-прежнему рассматривается в качестве объекта воспитательного воздействия. С учетом культурных и генерационных изменений, такого рода «воспитательная» работа дает либо нулевой, либо обратный эффект.

И здесь христианская община вуза может разработать и предложить свой подход диалогического ответственного отношения к воспитательной работе. По аналогии с «индивидуальными образовательными траекториями» можно было бы предложить вузу варианты «индивидуальных воспитательных траекторий». При условии креативных решений христианская община сможет предложить целый набор воспитательных программ, в том числе ценностного, этического ряда, гражданского и патриотического воспитания.

4.3 Важным направлением сотрудничества и взаимодействия с руководством вуза должна стать культурно-досуговая сфера.

Живые «низовые» инициативы христианской общины вуза смогут наполнить новым ярким и осмысленным содержанием многие темы этого направления вузовской работы. 

5. Критерии положительного развития

Дело созидания христианской общины – в руках Божиих, и те, кто трудятся и созидают – суть соработники Божии (1 Кор., 3:9) и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор., 3:11). Вместе с тем многое зависит и от усилий тех, на ком лежит ответственность за развитие христианской общины, и по плодам можно судить об успехе или неудаче в деле созидания христианской общины в вузе.

Один из зримых плодов – открытие университетского храма, в котором христианская община вуза собирается на молитву, где регулярно совершается Евхаристия, проводится катехизация. Очень важно, чтобы университетский храм был подлинным центром жизни общины. В силу различных объективных причин открытие храма на территории вуза не всегда возможно. Равнозначен и иной путь – открытие университетского храма/часовни рядом с вузом. Но даже если и такой вариант не реализуем, то вполне возможна организация литургической жизни общины на базе одного из действующих неподалеку от вуза прихода.

Важным свидетельством успешного развития общины является ее общественная активность и вовлеченность в жизнь вуза: участие в научной, проектной, учебной, внеучебной деятельности. Присутствие общины в вузе должно быть зримо и иметь позитивный отклик у всего вуза. Все упомянутые предубеждения должны побеждаться не словами, а добрыми делами, лучше всяких слов свидетельствующими о способности христиан преодолевать рознь, созидая мир и сплоченность вузовского коллектива.

Организация различных мероприятий и реализация инициатив христианской общиной требует налаживания добрых отношений с руководством вуза и его подразделениями. Регулярные контакты с начальствующими – не самоцель, а необходимое средство для мирного, конструктивного и гармоничного выстраивания работы общины в вузе. Содействие в развитии взаимодействия с администрацией вуза может быть оказано общине Комиссией по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Еще одним признаком успешно развивающейся общины должны стать ее контакты на межвузовском уровне: активное участие в мероприятиях, проектах и конкурсах, организуемых на уровне епархии, города и страны. Взаимодействие, сотрудничество и общение с христианскими общинами других вузов служит развитию взаимопомощи, обмену опытом и в целом расширению дружеских, братских и сестринских связей. И здесь также важна координация со стороны Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

В конечном итоге, жизнь и труды христианской общины вуза должны рассматриваться как важнейшее дело церковного служения. И все аспекты этого служения должны оцениваться в свете заповедей Христовых и служить духовному росту его участников и общественному благу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале