Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» в музее русского импрессионизма

С 3 февраля по 22 мая в музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Это реконструкция сразу нескольких выставок из собраний Вятского художественного музея, Яранского и Слободского краеведческих музеев, которые подразумевались как передвижные: устроители собирались возить экспонаты по городам в буквальном смысле на телеге. Но в отличие от художников-передвижников, возивших свои работы для заработка, эта экспозиция ставила целью просвещение народа, знакомство с новым искусством новой страны.
На выставке представлено три направления: реализм, авангард и абстракция. Видимо, устроители стремились представить весь срез современного искусства того времени. Здесь есть и работы Николая Фешина – одного из талантливейших учеников  Репина; и Александра Деньшина – художника, возродившего Дымковскую игрушку; и картина вятского живописца Алексея Столбова, мимо которой невозможно пройти, потому что это почти Врубель; и творения Федора Федоровского – автора золототканного занавеса Большого Театра, ученика Коровина и разработчика модели Рубиновых звезд Кремля; и художницы Варвары Бубновой – родственницей жены Джона Леннона; и работа комиссара ИЗО Наркомпроса Давида Штернберга...

Есть на выставке и много неизвестных авторов, а также несколько работ, находившихся в аварийном состоянии и отреставрированных перед нынешней выставкой на деньги, собранные с помощью краудфандинга. В экспозиции представлено также шесть работ Василия Кандинского – русского художника, стоявшего у истоков абстракционизма, причем один из этих эскизов некогда был заклеен работой другого автора. Некоторые картины были написаны на обеих сторонах холста: в то непростое время холст был роскошью.

О художниках и их произведениях, представленных в этой экспозиции, можно было бы написать роман. А можно просто прийти в музей русского импрессионизма и насладиться не только визуально, но и тактильно (некоторые работы продублированы тактильными моделями), и даже с помощью обоняния. «Пусть посетители не подходят предвзято к чуждым им произведениям, – писали устроители выставки в 1921 году, – кто идет вперед, не имеет времени оглядываться. Заря впереди зовет всех, поверивших в нее».

Фото автора
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале