Акварель поста. Что такое любовь к ближнему

В издательстве «Никея» вышла книга священника Константина Камышанова «Недели приближения. Вектор и акварель Великого поста». Автор, писатель и художник, чередует разъяснение смыслов поста с яркими и разнообразными картинками православной жизни — на службе в храме, дома и на весенней улице. С разрешения издательства публикуем фрагмент книги.

Я сначала совсем не ел в первую неделю Великого поста до пятницы. Потом до среды. Потом было сыроядение. Двадцать лет ушло на эксперимент. И я понял, что от гастрономии не стал лучше ни на йоту. Только испортил желудок.

Пост — это жизнь в Боге. Почему пост не навсегда? Потому что есть весна и осень. Зима и лето. Вдох и выдох. Пост — мы ставим на первое место созерцание Бога. Нет поста — это не расслабиться, а поставить на первое место братолюбие. Теория и практика. Молитва и жертва делом.

Не буду писать всякое заумное, про то, как общаются Лица Троицы, а сделаю лучше акварельный набросок любви внутри Троицы.

Звонят из храма:

— Батюшка, отпоешь?

Я петь не умею, вместо музыки иногда вставляю словечко, чтобы чиркнуло сердечко. На последних молитвах в храм зашел лихой парень. И я уже знаю, что сейчас он расскажет сказку и попросит денег. Уж больно он согласно кивает и сладко смотрит.

И точно:

— Батюшка, а потрапезничать можно?

Я удивился. Неужели он — родня покойника и им пойти некуда?

— Трапезничайте, только у нас насчет еды шаром покати. Чай да хлеб.

— Ладно. Можно взять хлеб?

Я побежал искать хлеб. С трудом нашел две булки. Ни яблок, ни консервов, ни мармелада нет. Пусто.

Бегу обратно. Берет и говорит «спасибо».

Вдруг женщина, замешкавшаяся на отпевании, дает ему тысячу.

А мужик денег не взял!

— Я приехал, а работа накрылась. Три дня живу без денег. Я заработаю, мне деньги не нужны. Еды дайте, и ладно. Я умею работать, у меня руки есть.

Добрая женщина говорит:

— Ты, брат, возьми! Помяни моего отца, Анатолия.

А я женщине:

— Как ты узнала, что любовь лечится любовью? Как узнала, что сердце о покойнике лечится милостью? Делай работу с любовью к тому, кому делаешь. Придешь на работу, принеси своим девочкам яблочка. Всех жалей, так, чтобы никто не видел. И Бог пошлет тебе слово в благодати:

— Уже услышана милость твоя. Я, Бог, всем вам уже послал утешительную милость. И тебе и покойнику Анатолию. Я посылаю вам тишину сердца по любви вашей.

Мужику говорю:

— Смотри на нее. На таких женщинах земля стоит!

А он:

— Ни в жизнь не возьму ее денег. Они в руке горят. Ты, батюшка, сам возьми тысячу! — Отдает деньги мне.

А что я? И я — русский человек. У меня что, рук нет? Я — еще и архитектор. Надо — могу сам заработать деньги своими руками. Мне за бесчестие — деньги нищих.

Женщина стала ругаться:

— Ребят, кончайте эту историю, что вы тут пионерский костер развели? Уже и денег нельзя дать на помин?

Положили деньги на храм.

На выходе я остановил ее:

— Ты кто?

— Социальный работник. Ухаживаю за старыми и убогими.

— Господи, прославь ее у Тебя в Раю. Улыбнись ей в сердце. Да отца ее не забудь — Анатолий.

Всмотрелся в нее, а она моих лет и бедная.

— Господи, дай счастливому денег!

Никакого богословия. Никакого исследования характеров. Просто акварель любви. Все внесли по легкому мазку весны, солнца и милости. Тем и хороша акварель — не надо ее разбирать на мазки. Духом пишется. Духом смотрится. Духом дышит…

Название фрагмента дано редакцией «Татьянина дня»

Книги издательства «Никея» можно купить в лавке храма мученицы Татианы (Большая Никитская улица, 1). Студенты МГУ могут получить 10%-ную скидку на литературу духовного содержания, предъявив студенческий билет

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале