Психолог всея Руси

Осенняя хандра, а затем предновогодние переживания сильно влияют на психологическое состояние человека. Как тут не вспомнить вечно мучающихся героев русской литературы? В год 200-летия со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского разбираем отношение к психологии в конце XIX века, психологизм в творчестве писателя и ставим диагноз Раскольникову.

 

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой…

Фёдор Достоевский

Какой была психологическая наука во времена Достоевского?

На этот вопрос отвечает психолог Елена Крылова:

«Сам термин «психологическая наука» к эпохе Достоевского, честно говоря, не совсем подходит. Психология как отдельная наука оформилась только в 1879 году (за два года до смерти писателя — «ТД»), а в России первая психофизическая лаборатория появилась лишь в 1885 году. Скорее стоит говорить, что во времена Достоевского существовали различные философские взгляды, которые перекликались с современным пониманием психологии. В целом психология и произошла от философии, а Достоевский стоял у основ психологической науки.

Он выступает как новатор: мы должны прислушиваться не только к разумному толкованию хорошего и плохого, а ещё и к чувствам человека. Достоевский — лучший психолог для своих героев, он прекрасно понимал, что они чувствуют, чего боятся и чего хотят. Вспомним хотя бы, что Зигмунд Фрейд в 1928 году посвятил писателю статью "Достоевский и отцеубийство", в котором признал гениальность психологических наблюдений Фёдора Михайловича».

Почему Достоевский такой депрессивный?

Депрессивность Достоевского — довольно распространенный стереотип, который вызывает дискуссии в научных и читательских кругах. Однако на мрачный творческий стиль автора сильно повлияли не только погружение в глубину души не самых положительных героев, но и эпилепсия, трудное детство, история кружка Петрашевского, когда смертная казнь Достоевскому была в последний момент заменена на ссылку, пребывание на каторге.

«Писатель не может описать тех чувств, которые не испытывал, — считает психолог Елена Крылова. — Важным становится образ самого Достоевского, который, скорее всего, имел некоторые психологические особенности и на основе жизненного опыта придавал произведением мрачный, грустный, депрессивный фон».

Как проявляется психологизм в творчестве Достоевского?

На этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Анна Сергеева-Клятис:

«Психологизм и Достоевский — те слова, которые нужно рассматривать вместе. В отличие от Толстого, у которого вся психология скрыта в предметах внешнего мира, Достоевский создает «сгущенный» психологизм за счет мрачной атмосферы. Автору достаточно сказать, что один угол в комнате Сони был безобразно тупой. Зачем? Так Достоевский показывает обстановку, в которой жить нельзя. Комната Раскольникова похожа на шкаф или гроб — в этой обстановке герой может только умирать или создавать человеконенавистнические теории.

Фёдор Михайлович не использует описания, а напрямую заглядывает в душу героев. Когда мы впервые видим Раскольникова, стоит жара, и автор подчеркивает, как персонажу плохо в этой обстановке. Достоевский описывает беспорядочные обрывки мыслей, которые то выстраиваются в уродливое здание теории, то рассыпаются. И, конечно, сны, галлюцинации, бред — все это приемы описания внутреннего психологизма, и автор "сгущает" их на фоне и без того мрачной атмосферы. Из снов и окружающего мира понятен и смысл романа, и особенности личности героя».

Раскольников был болен?

Да. О его психической болезни мы узнаем от героя романа доктора Зосимова, который указывает, что Раскольников болен мономанией.

Мономания — диагноз XIX века, сейчас он не употребляется. Под этим термином можно подразумевать либо выраженные навязчивые мысли одной тематики (от слова «моно» — один), либо параноидный бред на одну тему. У Раскольникова была навязчивая мысль: «тварь ли я дрожащая или право имею».

Как проявлялось психическое заболевание Раскольникова и зачем вообще было убивать старуху?

Психологи выдвигают конкретную причину. Раскольников занимается самобичеванием и самоистязанием — «тварь я дрожащая», он самостоятельно создает и проходит своеобразный «тест»: сможет ли убить человека.

История Раскольникова — это история человека, готового совершить самоубийство во имя собственного величия, но вместо этого убивает процентщицу. Вспомним, что лезвие топора Раскольникова в момент убийства направлено на него самого. Поэтому психология героя очень близка психологии человека, готового совершить суицид. Он хочет приподняться в собственных глазах, войти в историю (в первую очередь — своей жизни) новым Наполеоном. В психологических исканиях Раскольникова Достоевский задает вопрос самому читателю: нужно ли право, когда есть сила?

Но если убийство старухи — это попытка суицида, психологическая проверка себя на «слабо», то почему после совершенного преступления Раскольников не выздоровел?

Дальнейший кризис Раскольникова связан не с пробуждением совести, а с мыслью, что он этот «тест» прошел, но так и остался «тварью дрожащей». Почти до самого конца романа герой не изменяет взглядов.

Когда выздоровел Раскольников (и выздоровел ли вообще)?

Достоевский не скрывает, что герой не здоров. Достаточно вспомнить эпилог романа, в котором Раскольников находится в больнице из-за болезни, подхваченной в остроге. «Он был болен уже давно», — дополняет автор. Физическая болезнь Раскольникова в остроге символически отображает его душевное заболевание.

Однако после сна, в котором герой как бы видит свою теорию, доведённую до предела, он быстро выздоравливает, излечивается как от ложных взглядов, так и от психической болезни. Именно поэтому в финале романа мы видим рассвет, символизирующий духовное воскрешение, победу добра над злом, души над теорией и материей, любви над идеей, Бога над смертью. И в этот же момент Раскольников бросается к ногам Сони, что тоже символизирует поражение его теории, его чувства психологического превосходства и обретение чувства любви — ведь «Бог есть любовь».

Если история Раскольникова — история психически нездорового человека, то зачем в романе так много христианских параллелей?

Достоевский рассматривает душевную болезнь в контексте религии. С его точки зрения, человек становится больным из-за внутренней слабости противостоять соблазну и дьяволу. Примечательно, что автор называет это именно болезнью, а не отклонением — следовательно, при правильном «лечении» болезнь можно вылечить. И лечить душу можно только духовными, метафизическими силами — верой и христианской любовью.

Автор рассматривает заболевание как помутнение, дьявольское искушение души, при этом в сердце героя сохраняется Бог. Вспомним, как бедный Раскольников отдал последние деньги незнакомой и не менее несчастной семье Мармеладовых. Но и эта добрая часть почти мертва, как мёртв библейский Лазарь, о котором он читает вместе с Соней. Его душа и сердце ждут воскрешения, которое придет в финале романа с образом рассвета.

Как связано христианское понимание психологии с критическим реализмом?

В 1980-е годы советский психолог, доцент (ныне профессор) факультета психологии МГУ Борис Братусь выдвинул идею, что одна из важнейших причин психических заболеваний героев русской литературы — нравственное расстройство личности. Для них, в том числе Раскольникова, нравственность — ключевой фактор формирования личности и характера.

Проанализировав литературных персонажей с научных позиций, Братусь пришёл к выводу, что для них вера — источник нравственности, а значит и характера, и психологизма героя. Иначе говоря, без религии герой русской литературы обречен на духовное падение, нравственное разложение и психологические отклонения.

Именно отсутствие веры, то есть безнравственность, становится одним из объектов критики в романах Достоевского. Такое сочетание психологии и веры, нравственности и духовности помогло писателю «при полном реализме найти в человеке человека»…

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале