Читалка магистранта-международника Никиты Шихатова: отечественная и зарубежная классика

Куда и почему бежали русские крестьяне после отмены крепостного права? Чем так привлекателен образ Скарлетт О’Хары? С творчеством какого писателя стоит познакомиться перед поездкой в Германию? О том, ради чего нужно читать книги и можно ли поступиться авторитетом классической литературы в пользу своих вкусовых предпочтений, размышляет студент первого курса магистратуры кафедры информационного обеспечения государственных интересов факультета мировой политики МГУ Никита Шихатов.

Как я выбираю книги? Прихожу к своему дедушке, иду в его библиотеку, беру ту книгу, название которой мне понравилось, и иду читать. Обычно такой принцип меня не подводит. Конечно, есть произведения, которые не дочитываешь: я, прежде всего, ценю удовольствие от книги. Так что расскажу про те, которые прочитал «от и до» – настолько большое они произвели на меня впечатление.

Григорий Данилевский, «Беглые в Новороссии»

Сюжет незамысловатый: рассказывается о батраках, которые бежали из большой России куда-то в степь, на территорию современной Украины, где сейчас Харьковская область, Новороссия, а также в Ростовскую область и Краснодарский край современной России. Им казалось, там будет свобода – и они ее нашли, так как хозяйство в тех регионах основывали ушедшие в отставку офицеры и разорившиеся помещики.

Действие происходит после крестьянской реформы: крестьянам не удалось по-настоящему раскрепоститься, поэтому они бежали – кому-то барин не нравился, кто-то не мог отработать свою барщину или выкупиться, а кто-то просто бежал – как главный герой Милороденко  –  потому что у него было такое увлечение.

В «Беглых в Новороссии» для меня очень ценен русский язык. Речь здесь, скорее, не богата, а проста и понятна. Она очень мне близка, так как я сам из Воронежской области. Поэтому и «Тихий Дон» я читал с удовольствием. Такие книги про степь, про казаков, про Новороссию мне очень нравятся.

Многие читатели усложняют себе жизнь, пытаясь найти в книгах глубокую философскую проблематику. Я раньше тоже так делал, но после этой книги окончательно перестал. Хорошо, когда просто читаешь и полностью погружаешься в произведение без лишних размышлений и обдумываний по ходу чтения.

Я недавно ходил на концерт хорового пения – и, не разбирая слов, целый час слушал только идеальный звук. То же самое в книге: ни с кем не разговариваешь, только наслаждаешься красивым русским языком. Вот ради таких простых вещей, мне кажется, нужно слушать музыку или читать: музыка – для звука, а чтение – для языка.

Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром»

Я начал эту книгу в одиннадцатом классе и закончил на четвёртом курсе университета. То она мне надоедала, то я переключался на другое, то некогда было читать, – но я никогда её не забрасывал. Она всегда – чёрная книга из маминой библиотеки – лежала у меня столе: сначала первый том, потом второй. Я открывал роман и всегда помнил, на чём остановился.

Я буквально сам взрослел вместе со Скарлетт. В девятнадцать лет, ещё только планируя поступать на международные отношения, я открывал книгу, чтобы узнать, как люди жили в Америке в 1860-е годы. Потом понял, насколько мне интересна сама Скарлетт. Когда знакомые девочки спрашивают, какую я бы хотел себе жену – отвечаю: любящую и рациональную, как Скарлетт О'Хара. К тому же, по описаниям Маргарет Митчелл, героиня очень яркая и красивая.

Закончив читать, я посмотрел фильм. Пожалуй, это был единственный случай, когда мое представление о героях совпало с видением режиссера. Обсудив книгу со своими друзьями, я узнал, что её читают не только девушки. Даже для меня это было удивительно. Роман рассказывает об Америке времен гражданской войны и показывает, насколько интересными бывают сильные женщины.

Это, наверное, одна из тех книг, о которых я буду рассказывать своим детям.

Эрих Мария Ремарк, «Время жить и время умирать»

Уезжая в Германию на полгода, я, чтобы приобщиться к культуре, пытался читать «Чёрный обелиск». Не пошло – слишком депрессивно. А «Время жить и время умирать» прочёл дважды. И фильм смотрел, но там как раз не совпал образ героев и моё представление. Почему-то у британских режиссёров и актёров часто не получается убедительно изобразить то, что происходит восточнее Берлина.

Это книга о войне и романтике в ней. Слог Ремарка, манера описания подошли мне по духу. Я обратил внимание на то, как автор описывает главную героиню, и подумал сразу: о, роман будет интересным! Девушка была сиротой, у нее не было никого, кроме главного героя, солдата Вермахта, которого она любила и о котором заботилась.

Привлекли меня в книге и немецкие имена, названия… Я получал удовольствие от всего этого. Из сцен особенно запомнилась яркая концовка. Солдат Вермахта уезжает на поезде. Он понимает, что может уже никогда не вернуться, и поэтому полагает, что девушка не будет его провожать. Но всё равно он пытается пройти к окну и видит, что любимая всё-таки стоит на перроне, хотя они не договаривались об этом. Живописная, кинематографичная картинка. Может быть, я сам когда-то хотел такого – только чтобы уезжать не на войну...

В книжном магазине этот роман нечасто можно увидеть. Не все мои знакомые его знают. А на меня книга произвела большое впечатление.

Виктор Гюго, «Отверженные»

«Отверженных» я читал до боли в глазах – много и быстро. Другие книги были как мимолетная влюблённость, а эта – любовь навсегда.

Я приехал в деревню отдыхать от учёбы. Там было прекрасно: не работал интернет, не было связи. Я выпал из жизни и читал эту книгу. Мне очень нравились французские названия, описания страны. Помню, читал когда-то ещё у Паустовского рассказ про Францию, про мальчика и мастера, который делал игрушки – там интересно был представлен французский колорит. «Отверженных» я читал, наверное, тоже ради атмосферы. Когда речь шла о войне, я понял, что где-то это уже читал – очень похоже на «Войну и мир» и «Тихий Дон».

До сих пор восхищаюсь Жаном Вальжаном. Он всегда помнил о тридцати годах каторги, о несправедливости, но сумел сделать усилие, не поддаться слабости. Мужчина всю жизнь боролся с системой, и за этой борьбой интересно следить. Я сентиментальный человек, и в конце книги даже слезы навернулись на глаза.

Правильно, что «Отверженные» – это классическая литература.

Я пришёл к интересному выводу: я читаю только классику. Так ты ничем не рискуешь, потому что само произведение уже имеет вес, оно признано. Мои вкусы, наверное, ещё недостаточно сформированы, а опираясь на «проверенную» литературу, я помогаю им развиться.

Правда, иногда хочется пойти на риск. Недавно подумал: а не взяться ли за «Метро 2033»? В детстве вместо фэнтези я читал подростковые романы Джона Грина, по совету подруги. Мне понравились «Бумажные города» и «Виноваты звезды». Не знаю ни одного парня, который мог бы этим похвастаться, – а я могу.

Подготовили Александра Егорова и Роберт Лебедев

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале