Сериал «Ривердейл»: сильные подростки и темные тайны

Завершается пятый сезон популярного подросткового сериала «Ривердейл», который основан на многолетней серии комиксов про подростка Арчи Эндрюса и его друзей. Серия появилась в конце 1941 года, так что Арчи, созданный редактором Джоном Л. Голдуортером и художником Бобом Монтаной, — младший сверстник Супермена (1938) и Бэтмена (1939). Про Арчи и его друзей из маленького городка Ривердейл, срисованного с «одноэтажной Америки» Среднего Запада, было снято несколько мультсериалов, сделан фильм (1990), напечатана почтовая марка (2010). Наконец, в 2017 году телеканал The CW выпустил первый сезон сериала. О чем же он и почему интересен зрителям?
 

О чем целых пять сезонов сериала?

Прежде всего, «Ривердейл» — это роман, который пишет один из юных героев — Форсайт Пендлтон Джонс III, он же Джагхед. Именно его голос — голос автора.

Сериал сразу погружает нас в драму. Арчи, харизматичный парень, который играет в американский футбол и увлекается музыкой, и его одноклассники потрясены неожиданной трагедией. При загадочных обстоятельствах погиб Джейсон Блоссом, красивый юноша из богатой семьи. Пока идет расследование, вокруг продолжается обычная школьная жизнь с обычными подростковыми переживаниями. Вокруг Арчи собирается кружок друзей: милая и добрая Бетти Купер, красивая и уверенная в себе Вероника Лодж, мрачноватый и нервный Джагхед. Вскоре Арчи начинает встречаться с Вероникой, а Джагхед — с Бетти.

Первый сезон, рассказывая детективную историю и представляя героев, затрагивает сразу все темы, которые будут воплощены в следующих сезонах. Во-первых, социальное неравенство: Ривердейл поделен на богатый и бедный районы. Во-вторых, борьба семейных кланов и практически неизбежный сюжет Ромео и Джульетты. В-третьих, сложные семейные отношения, конфликты с родителями и поиск точек соприкосновения. В-четвертых (и это, конечно, самое главное), — мрачные тайны под благопристойным фасадом: разумеется, убийца окажется весьма уважаемым жителем города.

 

Главная проблема второго сезона — поиск справедливости и (предсказуемо) ужасные последствия, к которым он приводит. Таинственный убийца публично заявляет, что очищает город от скверны. Возникает и тема исторических обид — основатель Ривердейла, которому стоит памятник в центре города, оказывается, занимался заказными убийствами (очевидна перекличка со свержением памятников в современной Америке). Проблемы есть и в настоящем — мафиози Хайрам Лодж, отец Вероники, решает построить частную тюрьму на месте школы в бедном районе.

В третьем сезоне (сразу предупреждаю — его лучше мужественно пережить, не надеясь получить много удовольствия) объясняется, как люди становятся управляемыми и почему перестают замечать зло, в которое вовлекаются. Весь сезон ребята играют в загадочную ролевую игру «Грифоны и Горгульи» — беда в том, что она сопровождается реальными смертями. Параллельно в Ривердейле орудует таинственная секта под названием «Ферма», перед которой не могут устоять ни юные, ни умудренные опытом граждане. Основатель очень похож на Чарльза Мэнсона, а «Ферма» — на секту «Семья», совершившую в конце 1960-х ряд жестоких убийств.

В центре внимания четвертого сезона — закрытое элитарное сообщество и его суровые нравы (одна из любимых тем английской и американской культуры). Джагхед попадает в школу для «продвинутых» и довольно быстро понимает, что такая группа еще более жестока, чем уличные банды, и куда более коварна.

Наконец, в пятом сезоне главным становится преодоление ошибок прошлого. Занимаясь неотложными делами, персонажи упустили из виду близких, и за это приходится расплачиваться. Еще одно печальное, но неизбежное открытие: все течет, все меняется. После выпускного вечера Арчи расстается с Вероникой и уходит в армию, Бетти — с Джагхедом, разрывы переживают и другие персонажи. Спустя семь лет все вновь встречаются — но, конечно, и они сами уже другие, и город другой. Былые друзья чувствуют себя одинокими и, включившись в борьбу по освобождению Ривердейла, постепенно решают и личные проблемы. Одна из самых интересных линий пятого сезона — это постепенное возрождение школы Ривердейла и захватывающая спортивная игра команды, которую тренирует Арчи. Серия смотрится на одном дыхании, как наши «Легенда №17» или «Движение вверх». 

 

Чем сериал плох?

Начнем с критики. Детективная история, которая рассказывается в каждом сезоне, — наверное, самая проблемная часть сериала. Отличный и лихо закрученный сюжет первого и второго сезонов меняется на затянутый, нелогичный и запутанный в третьем, чуть оживает в четвертом и становится более-менее интересным в пятом. Логических неувязок, в том числе грубых, масса. Но стоит помнить, что мы видим экранизацию комикса, где фантастический элемент обязателен, а подростки-супергерои способны лихо разобраться со всеми сложностями.

Отдельная проблема сериала, особенно для верующих зрителей — изображение религии. Сценаристы откровенно ее не понимают, поэтому и антирелигиозная критика выходит какой-то бестолковой. Нам показывают женский католический монастырь, куда сдают тайком трудных подростков и «перевоспитывают» нетрадиционно ориентированных. Но при этом община оказалась наркопритоном и сектой почти-дьяволопоклонников! Чтобы сгладить странность конструкции, под конец сценаристы поясняют, что этот монастырь ушел в раскол после Второго Ватиканского собора. Не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться.

Для образованного постсоветского зрителя такое изображение верующих напоминает комсомольские агитки 1920-х и антирелигиозное кино 1960-х. Впрочем, создатели сериала не делают религию одним из главных объектов критики, как, например, в «Рассказе служанки». Их явно интересуют другие вопросы, просто религиозный институт — самый понятный (для американцев) пример аппарата насилия и управления. В этом смысле «Ривердейл» (как и, например, «Игра престолов») не антирелигиозен, а пострелигиозен. 

 

А чем он хорош?

Тем не менее, плюсов в «Ривердейле» больше. Он очень неплохо сделан технически. В сериале много музыки, актеры сами поют и играют на инструментах, делают это в целом профессионально и с явным удовольствием. Еще «Ривердейл» уважает традицию и умеет у нее учиться. Очевидны переклички с «Твин Пиксом», Михаэлем Ханеке и Стивеном Содербергом, с молодежным фильмом 1980-х «Клуб "Завтрак"» и, конечно, с супергеройским кино. Маленький городок, который скрывает темные тайны, — типичный американский культурный невроз, но от постоянных повторений он не перестает быть актуальным.

Пожалуй, самая удачная сторона «Ривердейла» — его персонажи: практически нет невыразительных и проходных героев. В центре сериала и во главе четверки друзей — добрый, отзывчивый и сострадательный Арчи, который рвется спасти даже тех, кого спасти нельзя. Герой-человеколюбец становится все более популярным персонажем в массовой культуре — достаточно вспомнить Леонарда из «Теории большого взрыва» и Иккинга из «Как приручить дракона». Но в отличие от них, Арчи — сильный во всех смыслах молодой мужчина, более цельный и более уверенный; он скорее похож на Симбу из «Короля Льва». Лучший друг Арчи, Джагхед, мог бы быть мятущимся интеллигентным писателем, но родился в бедной семье и всю жизнь провел среди уличных банд, поэтому он решителен и боевит, а кроме того, имеет явный детективный талант. Любимая девушка Джагхеда, Бетти Купер — добрая, но при этом отважная; больше всего мужества ей требуется, чтобы сражаться со своей темной стороной. Вероника, подруга Бетти и девушка Арчи, — красива, умна, уверена в себе и при этом подчеркнуто женственна.

 

Надо отметить, что в сериале мужчины показаны мужественными, женщины женственными — но при этом никто не загнан в стереотипы; нет ни girl power, ни man power, есть просто интересные и сильные люди. Последнее хотелось бы подчеркнуть особо: столько сильных людей на один квадратный метр — несколько неправдоподобно, но приятно. Подростки — не потерянные и инертные дети, не видящие ничего, кроме гаджетов, а активные и смелые люди, которые вполне могут принимать решения и действовать в трудных ситуациях, легко ломающих среднестатистического человека.

Отношения между персонажами — тоже удача проекта. Разные отцы и разные сыновья, разные матери и разные дочери, притяжение и отторжение, поиск взаимопонимания — все это показано в различных ракурсах. Подростки взрослеют — и больше принимают и понимают родителей. Как бы ужасно ни поступали родственники, они остаются твоими родными людьми, и ты не можешь их отвергать.

Как и положено в подростковых сериалах, в «Ривердейле» много дружбы и влюбленных пар. Среди них есть и однополые, однако они в целом художественно оправданы, а не вписаны в сюжет искусственно, чтобы продвинуть модную повестку. Разумеется, создатели сериала придерживаются светского толерантного взгляда на гомосексуальность, но в центре внимания находится та самая четверка друзей — явно и однозначно гетеросексуальных.

Интересен «Ривердейл» и нравственной проблематикой. Темная и светлая стороны показаны в каждом главном герое, всем разрешено быть несовершенными и неоднозначными — но разница между добром и злом понимается четко и вполне традиционно. Преодоление прошлого, исторического и своего личного — важная тема, и хорошо показано, что простое отрицание или демонстративное «покаяние» не решает ни одну серьезную проблему. 

 

Резюмируем

«Ривердейл», несмотря на некоторую нелогичность повествования и неровный сюжет, а также наивные глупости о религии, представляет неожиданно приятное зрелище на фоне нынешней моды на травмы, страдания и демонстративную слабость. Сильные и уверенные ребята, чем-то похожие на мальчишек и девчонок из советской приключенческой литературы, мужественно переживают сложности, борются со своими недостатками, любят, дружат и стараются поладить с родителями.

Если кино — фабрика грёз, то такая грёза очень симпатична.

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале