Антистресс в большом городе. Эмбодимент-экскурсия по Царицыну от Екатерины Самотей

Если классические экскурсии вам надоели, музей-заповедник Царицыно предлагает превратить прогулку по дворцово-парковому ансамблю в увлекательный опыт самопознания. На сайте музея можно скачать первый аудиогид «Эмбодимент в Царицыне» и узнать, как сочетается телесно-ориентированный подход с архитектурой Василия Баженова, Матвея Казакова и Ивана Еготова и пейзажным парком. Мы встретились в Царицыне с автором аудиогида, архитектором и эмбодимент-специалистом Екатериной Самотей и спросили о том, как влияет архитектурная среда на самоощущение, почему главный ресурс современного человека — это внимание и что можно сделать, чтобы лучше чувствовать себя в малогабаритной квартире.
 
 Фото Михаила Ерёмина

— Аудиогид «Эмбодимент в Царицыне» предлагает переосмыслить то, как мы ощущаем себя в определённой архитектурной и природной среде. Тебя всегда интересовало то, как влияет среда на человека? И был ли связан с этим твой выбор профессии архитектора?

— Профессию архитектора я выбрала, потому что ещё в школе мне казалось, что архитектор, зодчий — это тот самый человек, который повелевает реальностью. Когда я в первый раз попала в архитектурный институт, была уверена, что там учатся и работают небожители (смеётся). Училась я увлечённо и долгое время работала по профессии. Меня радовала даже её инженерная часть.

Но ещё до архитектурного института у меня были очень яркие впечатления от того, как архитектура может создавать среду, а художник — передавать её. Десятиклассницей я поехала с другими школьниками в Лондон — ехали три дня на автобусе, плыли на нём же через Ла-Манш... Меня тогда поразило разнообразие архитектурных стилей в городе, а в Национальной галерее в зале Тёрнера перед картиной «Дождь, пар и скорость» — на ней поезд прорывается сквозь клубы красочного месива — у меня перехватило дыхание, я простояла там 20 минут. Группа куда-то ушла, я всех потеряла, потому что не могла сдвинуться с места. Это был первый опыт подобного переживания пространства, пусть и изображённого на картине. 

 
  Фото Михаила Ерёмина

— Была ли у тебя в процессе обучения в архитектурном или после мечта построить что-то необычное?

— Моей дипломной работой был фантазийный Музей воды на основе Ростокинского акведука. Фантазийный, потому что инженерно он нереализуем. Мало того, он должен был быть подземным!

— А как возник в твоей жизни эмбодимент? И что означает это модное сейчас понятие для тебя лично?

— Около 15 лет назад я увлеклась танцами, и мой выбор пал на аргентинское танго. Я училась танцевать, потом стала преподавать. И внутри этого увлечения — сначала как хобби, потом как преподавательской практики — стало очевидно, что танец — это чуть больше, чем просто движения. Танго — непростой танец и с точки зрения техники, и с точки зрения взаимодействия между партнёрами. Я чувствовала, что нужна ещё какая-то составляющая, чтобы танец приносил больше радости. Однажды я услышала слово «эмбодимент». И увидела, как качество движения в танце и в жизни связано с привычками, со взглядами на жизнь.

 
  Фото Михаила Ерёмина

Благодаря эмбодименту я поняла, что движение — это всегда чуть больше, чем движение. Мы не просто делаем шаг или жест, в наших движениях хранится огромное количество информации о нас, о наших привычках, о чём-то специфичном и уникальном для нас. И страхи, и убеждения — всё проявляется в теле. Способ дыхания влияет и на качество жизни, и на способность принять решение в той или иной ситуации. Эмбодимент — это дыхание, жестикуляция, мимика, движение... Всё, что мы проявляем через тело, несёт полезную информацию. Полезную прежде всего для нас самих. Если мы обращаем на неё внимание, в этом можно найти много ресурса, а с этим ресурсом — многому научиться.

— С какими проблемами люди обычно приходят к эмбодимент-специалисту?

— Самая распространенная проблема — повышенный уровень стресса, утомляемость, эмоциональное выгорание. Запросы могут быть про отношения — и личные, и профессиональные, когда людям сложно договариваться, выстраивать контакт. Часто люди обращаются с запросом «Хочу наконец-то себя узнать!». Сейчас много говорят об «эмоциональном интеллекте»: у людей есть потребность научиться управлять своим эмоциональным состоянием, своими реакциями. Это может быть полезно и для себя, чтобы улучшить своё самочувствие, и для работы, чтобы более успешно взаимодействовать с другими людьми и с внешним миром. 

 
  Фото Михаила Ерёмина

— Можешь дать пару советов о том, как справляться со стрессом? Как понизить его уровень в повседневной жизни?

— Дышите (смеётся). Когда мы испытываем стресс, в нашем теле происходит ряд реакций. Самая распространенная — затруднение дыхания. Вторая — потеря баланса, то есть мы становимся менее устойчивыми. И третья — напряжение в мышцах. Соответственно три самых простых рекомендации: вспомнить о том, что нужно дышать, и восстановить дыхание; найти опору (иногда банально почувствовать под собой землю или пол); принять чуть более расслабленную позу.

— Главная тема нашего разговора — это аудиогид «Эмбодимент в Царицыне». В чём основная идея такого аудиогида по дворцово-парковому ансамблю?

— Меня давно преследовала идея соединить практики наблюдения за собой, узнавания чего-то нового о себе и своих телесных состояниях с окружающей природной и архитектурной средой. Мы не существуем в вакууме. То, что мы видим вокруг себя, где живём, работаем, отдыхаем — влияет на нас на эмоциональном и телесном уровне. В лесу и на шумной улице человек ощущает себя по-разному. Поэтому основная идея аудиогидов — через взаимодействие с архитектурной и природной средой дать опыт наблюдения за собой, за тем, что влияет на физическое и эмоциональное состояние.

 
  Фото Михаила Ерёмина

Царицыно — это уникальное пространство, здесь много разных по настроению мест. Какие-то будут располагать к расслаблению, замедлению; в каких-то, наоборот, можно найти вдохновение. Мы пробуем использовать это в аудиогиде: приглашаем познакомиться со средой и каким-то образом изменить своё телесное и эмоциональное состояние. Человек может прийти напряжённым, а через десять минут почувствует себя более расслабленным, умиротворенным. Или, наоборот, более радостным и вдохновлённым.

У меня есть мечта о том, чтобы через эти аудио-практики люди научились по-другому смотреть на среду вокруг себя. Не взглядом потребителя или даже наблюдателя («Красиво!» — и прошёл мимо), а участника.

— Архитектура в Царицыно — с элементами неоготики, но в то же время очень нарядная, красно-бело-зеленая. Как она влияет на зрителя?

— У каждого человека свой ассоциативный ряд, но мне то, что нас сейчас окружает [Большой дворец и Хлебный дом], даёт ощущение радости. Эта архитектура не совсем типична для России, и в этом смысле она немного фантазийна. В ней есть налёт мистерии, сказочности. При этом вокруг дворца достаточно пространства, чтобы взгляд мог на чём-то отдохнуть, и человек чувствовал себя комфортно. 

 
  Фото Михаила Ерёмина

— Дворцы и парки — это прекрасно, но большинство из нас живёт в квартирах-коробочках. Ты могла бы — как архитектор и эмбодимент- специалист — дать пять простых советов о том, что можно сделать, чтобы в небольшой квартире легче дышалось и лучше жилось?

— Во-первых, сделать в квартире больше света. Я знаю людей, которые редко открывают шторы или жалюзи. Но утренний и дневной свет правда влияет на эмоциональное состояние. Поэтому не забывайте открывать шторы по утрам и завешивать их вечером. Сон спокойнее и крепче, когда в помещении темно.

Во-вторых, не лениться выбрасывать хлам из дома, наводить порядок. Большое количество деталей рассредотачивает внимание! Важно, чтобы можно было двигаться, чтобы каждые 50 сантиметров мы не натыкались на что-то взглядом.

В-третьих, украшать помещение. В пространстве должны быть вещи, которые вас радуют: свежие цветы, картины или фотографии, что-то близкое сердцу.

 
  Фото Михаила Ерёмина

В-четвертых, важна организация пространства. Место, где мы готовим пищу, и место, где мы её едим; место для сна, для отдыха, для работы — всё это разные места. Даже если помещение не очень большое, организационно его можно поделить на зоны. Это больше связано с привычкой, чем с недостатком места.

И, конечно, живые растения. Зелёные растения — это то, что способствует восстановлению ресурса и отдыху.

— В последнее время многие работают дистанционно и рабочие встречи проводят в зуме. Какой, по-твоему, идеальный фон для встречи с коллегами или клиентами, учениками в зуме?

— В моём вебинаре на эту тему я рассказываю о том, что онлайн-среда — тоже среда. Для современного человека главный ресурс — не время даже, а внимание. Если мы понимаем, на что тратим своё внимание ежесекундно, мы можем определять, как этот ресурс использовать более рационально для себя. Что пожирает внимание, а что этот ресурс восполняет? Если мы говорим про работу онлайн, нам кажется, что то, где мы сидим, не имеет никакого значения. Но наш собеседник, осознаёт он это или нет, направляет внимание на то, что он видит. Если он видит за вами кухню и гору немытой посуды или помещение с большим количеством деталей — статуэток, книг, цветов, чего угодно, то его внимание будет уходить туда. Поэтому оптимальный фон — светлая стена с небольшим количеством деталей. 

 
  Фото Михаила Ерёмина

— Если архитектура и эмбодимент могут научить по-другому взаимодействовать со средой, то аргентинское танго, наверное, учит по-другому выстраивать отношения с партнёром?

— Буду говорить в телесных метафорах. Танго случается, когда каждый из двух участников — на своей оси и на своём балансе, то есть самостоятельно и крепко стоит на своих ногах (смеётся).

Чтобы танго было диалогом, каждый из партнёров должен позволить себе быть хоть чуть-чуть открытым и уязвимым. В каком-то смысле честным. Это тоже очень телесное переживание.

И ещё одна телесная метафора: диалог обычно рождается из тишины. Важно найти это состояние внутренней, физической, телесной тишины. Всё начинается с паузы, а не с постоянного шума и движений. Чем больше тишины, тем больше взаимопонимания.

Аудиогид «Эмбодимент в Царицыне» — на сайте музея-заповедника Царицыно.

Беседовала Мария Разгулина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале