Аниме-сериал «Шаман Кинг»: как сделать врагов друзьями?

«Шаман Кинг» («Король-шаман») — это культовый аниме-сериал по японскому комиксу-манге, которая выходила с 1998 по 2004 год. В этом году, следуя пожеланиям многих фанатов, сняли ремейк. Прежнее аниме упрекали за излишнюю американизированность и за то, что оно разошлось с мангой. В новой версии сериала пожелания зрителей постарались учесть: так, например, имена героев даны уже не в американском варианте, а в японском. Почему длинная история (64 серии в старой экранизации) про подростков-шаманов завоевала такую популярность, которая не уходит с годами, в том числе и среди неяпонцев — попробуем разобраться.
 

Сюжет «Шаман Кинга» таков: каждые 500 лет проводится турнир шаманов, где после испытаний и боев самый достойный объединяется с Королем Духов и получает титул «Короля шаманов». Звезду Судьбы, которая возвещает грядущий турнир, сопровождает другая звезда, которая означает хаос и бедствия. Король-Шаман в зависимости от своих установок может как помочь миру, так и обрушить на него бедствия. Главный герой, Йо из рода Асакура — шаман, который стремится победить на турнире. Волею случая замкнутый и чудаковатый Йо подружился с маленьким Мантой (Морти), обычным подростком, затем, проходя турнир, собрал группу друзей. Йо нужно получить вожделенный титул и предотвратить грядущие бедствия.

Нужно сразу пояснить, что шаманство в Японии сильно отличается от привычного нам стереотипа. Традиционно взаимодействие с духами осуществляли не мужчины, а женщины, которых называли итако. Таких шаманок делали из слепых девочек. Итако проходили очень жесткую инициацию, в частности, их постоянно обливали холодной водой. Вопреки традиции, в «Шаман Кинге» полно мальчиков-шаманов. Так было сделано, видимо, по закону жанра сёнен — аниме, рассчитанного на мальчиков-подростков, которым интереснее наблюдать за себе подобными. Однако женщины-шаманки в «Шаман Кинге» тоже есть, и самая яркая из них Анна, невеста Йо. Когда наблюдаешь, как она жестко помыкает мальчишками и наказывает их, заставляя отжиматься, то становится ясно, что детство девушки было явно очень суровым.

Любое произведение искусства нужно понимать исходя из культурного контекста — поэтому важно пояснить определенные особенности японской продукции. Аниме-сериалы, выросшие из нравоучительных картинок, служат главной цели — внедрить «правильные» социальные нормы, дать «лайфхаки», как вести себя в разных ситуациях. Японские аниматоры совершенно не стесняются назидательности, не ухмыляются от «скреп», и… то, что вышло бы тошнотворным и наивным у европейца или американца, выходит очень органичным у японца. Возможно, в том числе потому, что японское общество несмотря на все вызовы глобализации остается во многом традиционным, праздник непослушания, характерный для постхристианской цивилизации, Японию (пока) не накрыл с головой. Именно поэтому японская анимация постоянно предлагает твердые и реально работающие основы общежития, куда могут вписаться самые странные и плохо социализированные люди. Именно поэтому далекие от Японии подростки (в том числе и в России) смотрят аниме, не смущаясь ни диковинными именами, ни непонятными подробностями культуры и быта.

 

Каковы же основные «скрепы», которые транслируются японской популярной культурой? Во-первых, жить мирно и гармонично — это крайне важно. Во-вторых, даже самый асоциальный человек должен приносить обществу пользу (привет Конфуцию, чьи идеи имели и имеют в Японии очень большое значение). Чтобы достичь этих целей, нужно обладать двумя добродетелями: «макото» (искренность и отсутствие дурных намерений по отношению к членам общины) и «саякэ» (физическая и ритуальная чистота).

Личные отношения очень важны, как важны и строгие правила в них. Конфуцианская мораль знает пять пар отношений: иерархические (родители — дети, муж — жена, подданные — государь, старший брат — младший брат) и равные (друзья). Отметим, что равные отношения в иерархическом обществе — самые сложные и загадочные, довольно часто иерархия вклинивается и туда (старший друг — младший друг).

«Скрепы» обязательны не только для людей — этим установкам подчиняется и мир духов, который существует параллельно с миром людей. В отличие от монотеистического сознания, для которого Бог-Законодатель находится с человеком в «вертикальных» отношениях, для политеистичного японца боги и духи не придумывают законы — законы существуют сами по себе, это общая рамка, в которой существует все живое; отношения богов и людей иерархичны, но не более иерархичны, чем отношения людей между собой; боги и люди не только могут, но и должны взаимовыгодно договариваться.

 

Как все это реализуется в «Шаман Кинге»? Главный герой, подросток-шаман Йо Асакура, ни с кем не дружит, поскольку сосредоточен на своем деле и остро ощущает свою инаковость. Он случайно сталкивается с младшим подростком Мантой, и между ними завязывается дружба. Манта — не шаман, а обычный человек, и именно он открывает Йо, что такое дружба — с ее трогательной привязанностью и взаимовыручкой. Отношения, которые, по идее, не должны были быть равными (Йо выше по статусу, старше, что для японского общества очень существенно), становятся таковыми, потому что Манта — в какой-то степени «учитель» Йо, тот, кто показывает странному старшему товарищу, как нужно общаться.

Йо оказывается способным учеником — и вместо того, чтобы, как все, подчинить себе духа и сделать его своим слугой (шаман — своеобразный «государь» для своего духа), подросток, к удивлению всех, предлагает дружбу духу — отважному самураю Амидамару. И именно их дружба, желание понять друг друга и слиться воедино постепенно делает Йо сильнейшим шаманом. Изначальные оппоненты Йо, Рен (Лении) и Дзюн (Джун) Тао, которые постоянно подчеркивали, что духи для них — всего лишь инструмент, меняют под влиянием Йо свое отношение и заключают дружеский союз со своими духами.

И вокруг Йо Асакуры, и вокруг его противников создаются сообщества. У конкурентов и противников Йо их группы — строго иерархические, где важно исполнять приказы, а у организации X-Laws («Икс-Судьи») — еще и строго следовать идеологии. Эти сообщества тщательно и сознательно выстраиваются их создателями.

 

А у Йо по-другому — он ничего сознательно не выстраивает, люди присоединяются к нему во многом случайно, а самое главное — «свита» Йо — это его друзья, а дружба эта происходит как будто сама собой, без целенаправленных усилий Йо. Но у него как-то так выходит, что былые враги становятся хорошими друзьями: отпетый хулиган и глава банды Рю (Рио), которого Йо спас, предан ему теперь всем сердцем; страстный любитель природы Хорохоро (Трей) сначала сражается с Йо на турнире, а затем присоединяется к нему; мрачный и суровый Рен, который жаждет уничтожить Йо, после своего проигрыша, к своему большому удивлению, обнаруживает себя в компании друзей Йо, которые весело пируют и очень дружелюбно к нему относятся. Некромант Иоганн Фауст VIII (потомок того самого Фауста), который чуть не убил Йо, в итоге проникается к нему добрыми чувствами и после своей смерти продолжает в виде духа помогать шаману-подростку; Йо способен даже простить того, кто, несмотря на все просьбы и уговоры, ушел из его команды к тем, чьи принципы Йо противны — нервного подростка-детектива Лайзерга принимают обратно.

О Йо постоянно говорят как об очень добром человеке — Лайзерг и уходит поначалу от Йо, говоря, что не в силах быть таким добрым. Действительно, обаяние и добродушный нрав Йо привлекают к нему сердца и персонажей, и многочисленных фанатов; но Йо — порождение японской фантазии, и основное его достоинство — то самое «макото». Он искренен, не таит враждебных умыслов, всегда готов протянуть руку даже врагу. «Макото» касается членов общины — особенность Йо в том, что для него «община» — это все, кто встречается ему на пути, он всех готов принять как «своих». Йо отлично понимает, что кому по-настоящему нужно, и старается это подарить; он видит «больные» места и стремится их вылечить. Для Йо как для «правильного» японца очевидно: зло — социально и ситуативно, это «скверна», которую нужно вылечить, и идет она от одиночества, травм и жажды мести. Йо обладает «саякэ», то есть чистотой, и помогает «очиститься» и другим персонажам: дух Моске, друг Амидамару, находит покой, дух Дзюн, Пай-Лон, вспоминает, что герою нужно вести себя достойно, Фауст начинает понимать, что зацикленность на бессмертии нехороша, Рен и Лайзерг, ожесточившиеся и обиженные на весь мир, постепенно начинают оттаивать. Йо не слишком церемонится, ему чужда трепетная обходительность современной западной педагогики — он может и лихо отрубить напомаженный «помпадур» у Рю, и подрубить ноги у скелета мертвой возлюбленной Фауста, и вообще дать сильный отпор врагам. Но в основе его действий — не жажда власти, не желание раздавить или унизить, а желание остановить зло, заставить человека прийти в себя — а затем принять его таким, какой он есть, не переделывая его насильственно, а просто погружая в атмосферу принятия и открытой чистосердечной дружбы. И каждый из друзей Йо находит свое место, принося пользу коллективу: громила и хвастун Рю оказывается добрым и преданным человеком, мрачный Рен — отважным и жертвенным воином; и нелепый в своем желании всех насмешить Чоколав, и странноватый экологист Хорохоро ведут себя как хорошие товарищи.

 

«Община» Йо, которая держится узами дружбы как людей между собой, так и людей с духами, оказывается самой крепкой. Более того, у нее подлинно интернациональный размах: айн (коренной народ Японии — ТД) Хорохоро, китаец Рен, негр Чоколав (Джоко), британец Лайзерг, немец Фауст — а во главе всей группы истинный японец Йо, воплощающий японские ценности. И патриотично, и общечеловечно.

Естественно, что главный антипод Йо в «Шаман Кинге», Хао (Зик) Асакура, следует принципиально иным ценностям: в мире должны остаться только шаманы, обычные люди недостойны жить (где-то мы это уже видели — волшебники и магглы в «Гарри Поттере»); и людьми, и духами можно только манипулировать. Хао принципиально одинок, его огромная сила питается ненавистью (то есть «скверной») и выходит у него из-под контроля. В отличие от Йо, Хао расчетлив, он готов терпеть сотни лет и пережить несколько воплощений, чтобы достичь своей цели. Но мы понимаем, что у него ничего не выйдет — кто полон «скверны» и не умеет следовать законам общежития, тот недостоин быть элитой и не справится с властью. Любопытно, что Хао и Йо — два брата, у Йо всегда есть соблазн стать более похожим на своего зловещего родственника; но если Хао одинок, то у Йо много друзей, он уже «вписан» в коллектив, и это, с японской точки зрения, сильно снижает риски. Оторванность от сообщества, отсутствие служения людям и духам — это и есть та среда, в которой, в японской парадигме, растут всякие злодейства.

«Шаман Кинг» — аниме-сериал с захватывающими приключениями и впечатляющими боями; как это обычно бывает в аниме — с тонко и точно прорисованными характерами и сложными отношениями персонажей. Для христианина сериал может быть интересен тем, что там хорошо видна разница между политеистическим и монотеистическим сознаниями; всегда полезно зафиксировать различия, которые у нас есть с другой культурой, в том числе и для того, чтобы лучше и точнее ее понимать, и здесь наш интерес не только этнографический — японская культура давно стала частью глобальной киноиндустрии, интерес к которой есть у многих российских подростков. Также христианину может быть отрадно, что прощение врагов, любовь к людям, доброта и принятие, пусть выражаемые с других мировоззренческих позиций, присутствуют в культуре как образец достойного поведения.

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с аниме-сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале