«Райя и последний дракон»: что может Disney?

59-й мультфильм от детища Уолта Диснея вышел этой весной — во времена, не слишком благоприятные для кассовых сборов. Несмотря ни на что, новую диснеевскую историю встретили тепло и зрители, и критики. На фоне общих восторгов немногочисленные скептики упрекают Disney за нехватку оригинальных идей, несколько запутанный и скомканный сюжет и не слишком внятную мораль. Давайте разберемся, так ли это.

Счастливое королевство Кумандра, очертания которого напоминали дракона, объединяло всех людей и драконов, «порождений водной стихии». Но внезапно появились злобные существа — друуны, которые обращали все живое в камень. Несколько драконов сотворили волшебный камень, который отражал друунов, передали его драконице Сису — друуны исчезли, но сами драконы окаменели, а Сису пропала. Общая беда не сплотила людей — они разделились на пять враждующих стран: Хвост, Хребет, Коготь, Клык и Сердце; в Сердце остался драконий камень. Попытка доброго вождя Бенджи из Сердца примирить враждующие страны обернулась конфликтом, в мир вернулись друуны, Бенджа окаменел, драконий камень разбился, а каждое племя утащило обломок камня себе. Райя, дочь Бенджи, отправляется искать пропавшую Сису, спасительницу мира, и заодно собирать обломки камня.

Прежде всего — заимствований и правда довольно много. Общий колорит напоминает мультсериал «Аватар. Легенда об Аанге», некоторые декорации — «Индиану Джонса», кочевники из Хвоста — дотракийцев из «Игры престолов», дизайн драконов — одновременно My little pony («Дружба — это чудо») и «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки, сама «драконья» тема отлично эксплуатирована DreamWorks, конкурентом Disney (вся франшиза «Как приручить дракона», включая мультсериал), главная героиня похожа и на Мулан, и на Моану.

Идея команды, которая собирается вместе, чтобы решить какую-то задачу — это очень старый, но совершенно беспроигрышный прием, почти такой же беспроигрышный, как ввести в повествование ребенка-сироту (кроме Райи, в ее команде их еще двое). Предсказуемо, что от каждой страны к Райе присоединяется один человек, собирается разношерстная команда, а объединяет всех смешная и очень добрая драконица Сису (привет вам, Джон Сноу из «Игры престолов» и Иккинг из «Как приручить дракона»).

 

Однако сами по себе заимствования и использование известных паттернов еще не говорят о том, что в новом мире нет оригинальных идей. Недаром Борхес говорил, что сюжетов в мировой культуре всего несколько, кардинально новую историю не расскажешь (да и не нужно). Однако можно создать другие декорации и создать особую атмосферу. И Disney это в целом удалось.

Мир «Райи» довольно сложный и очень просится в сериал — не сразу удается запомнить все страны и племена, но не потому, что их друг от друга не отличить (каждая страна — со своим ярко выраженным колоритом), но потому, что их многовато для полнометражного мультфильма. Сами эти миры создавались на материале не слишком популярного, но очень интересного региона — Юго-Восточной Азии, там, где Лаос, Вьетнам, Таиланд, Индонезия. И тут съемочная команда, что дружно признают все, постаралась на славу: создатели сами съездили в этот регион и тщательно воссоздали колорит (один бамбуковый лес чего стоит!); озвучивали персонажей азиатские актеры — полная аутентичность. При этом ни сказочные существа, ни люди, ни сама история не отсылают к каким-то конкретным культурным особенностям — чтобы никого не обидеть (а Disney обжегся на этом и с «Мулан», и с «Моаной»).

Сама анимация потрясающая — опять же, даже те, кто принял мультфильм в штыки, признают, что шерсть на Сису — натуральнее не придумаешь, а водные потоки в конце — зрелище очень впечатляющее. Песен в мультфильме нет, тут Disney изменил своим традициям, зато музыка Джона Ньютона Ховарда, который в четвертый раз сотрудничает с Disney, звучит и в тему, и очень красиво.

 

Бои между персонажами поставлены отлично, они занимают немалую часть экранного времени (Куи Нгуйен, один из сценаристов — хореограф боевых искусств), чего обычно не ожидаешь от семейного мультфильма. Там есть и искусство, и страсть; недаром один из критиков сравнил бой между Райей и ее противницей Намаари с легендарным боем Невесты и О-Рен Ишии из «Убить Билла». Наконец, спутник Райи и ее средство передвижения — милейший Туктук, смесь мокрицы и броненосца, способен растопить практически любое сердце.

Нельзя сказать, что Disney вторичен и в идейном плане. Да, переклички с «Как приручить дракона» есть, но в «Райе» не люди приручают драконов, а дракон «приручает» людей и меняет общую атмосферу. Сису, тот самый «последний дракон», и правда похожа на Мушу из «Мулан» — она суетлива, вспыльчива, порывиста, немножко нелепа и отвечает за приличную часть юмора в мультфильме (недаром Сису озвучила актриса Аквафина, известная по комедийным фильмам). Но на Сису возложена и более важная роль — именно она учит персонажей доверию, любви и прощению, а самое главное — умению не ожесточаться против зла, несправедливости и предательства. Любовь и доверие к доброй Сису трогает ожесточенные сердца как Намаари, так и самой Райи.

С Райей тоже все не так просто. Только ленивый не отметил феминистский тренд: этот мультик — без прекрасных принцев, героиня — «сильная женщина». Однако для Райи чрезвычайно важен отец (заметим, что героиня растет без матери, с папой-одиночкой). Бенджа инициирует дочь как хранителя камня (заметим, что девочка не побеждает отца, а только лишь оказывается хорошим воином). Вождь не просто добр, но силен и отважен. Его способность и желание проявить доверие — это показатель его внутренней силы. Как только дочери стала грозить опасность — отец тут же встал на ее защиту. Память об отце и его идеалах, желание его спасти — это то, что движет Райей. Страна победившего феминизма — это Клык, но подчеркивается, что это страна антагонистов, хитрых и коварных. Амазонки ездят там на больших кошках — это намек на известный мем про независимую женщину и кошек, который даже открыто произносится принцессой Намаари. А вот в компании протагонистов, конечно, главные Райя и Сису. Важна еще одна линия — суровый варвар Тонг отлично находит общий язык с малышкой Нои и в путешествии заменяет ей отца. Вообще семья (и тут Disney традиционен) крайне важна для всех — все герои после победы над друунами возвращаются к своим родным.

 

Что же стало самой главной идеей мультфильма? В «Райе» она очевидна: умей доверять людям и не сдавайся, если люди это доверие предают. Райя — такая же, как и большинство людей: в целом хочется быть добрым, доверять другим, но эти самые другие подставляют и обманывают, поэтому сердце ожесточается. А вот Сису показывает пример, как можно действовать в тех же обстоятельствах иначе: да, доверие могут обмануть, но нельзя ненавидеть людей, это ни к чему не приведет. И бывает, что обстоятельства складываются так, что приходится, на свой страх и риск, протягивать руку недавнему врагу, понимая, что он (внезапно) не исчадие ада. Именно так и происходит: Намаари, в отличие от многих «мультяшных» антагонистов, — не злодейка. Это сильная и храбрая девочка (ничем не уступающая Райе), которая научена своей матерью думать исключительно об интересах своей страны и своего племени, пренебрегая абстрактными интересами всех. Меняет ее не агрессия Райи — этим ожесточенную девушку-бойца не удивишь; меняет ее детская любовь к драконам и пример доброй Сису. По сути, Намаари мало чем отличается от Райи — в этом и секрет и их притяжения, и страстного противостояния друг другу.

Зло находится не столько вовне (как справедливо отмечали зрители, друуны показаны подчеркнуто безлико), сколько внутри самих людей и преодолевается тоже только изнутри. Но чтобы преодолеть зло, нужно, как говорят и Сису, и Бенджа, сделать первый шаг. А его легче сделать, если есть вдохновляющий пример рядом. Мораль незатейливая, но верная и весьма трудная в исполнении.

Итак, что же может Disney, кроме безусловного профессионализма, в котором ему не отказывают даже лютые ненавистники? Ему действительно трудно придумать полностью оригинальную историю, но он умело пользуется старыми наработками и дает им новую жизнь; он создает сюжет занимательный, но, пожалуй, его деталей чересчур много; Disney по-прежнему стоит на семейных ценностях, уважает мужское начало, несмотря на все феминистские тренды, и артикулирует простую и вполне внятную мораль. Наконец, самое главное — у Disney получился очень добрый и очень светлый мультфильм, который может быть близок и ребенку, и взрослому; а христианину может быть особенно приятно, что ценности любви, милосердия и прощения по-прежнему пользуются таким спросом, что самая успешная мультипликационная корпорация не может делать свою продукцию, не учитывая этого.

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с мультфильмом, рекомендуем передачу «Гик Zonы»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале