Что общего у христиан с ромашками? «Лайфхаки для грешников» от блогера — диакона Дмитрия Павлюкевича

Белорусский диакон Дмитрий Павлюкевич получил широкую известность, показывая остроумные эксперименты в своем блоге на YouTube. Что такое «благодать» он объясняет на кошках. А на вопрос «зачем ходить в Церковь» блогер отвечает с помощью картошки. Его книга «Лайфхаки для грешника» — живой и современный разговор о самых разных вопросах православия. Автор мастерски использует метафоры и наглядные примеры, чтобы на основе физических законов показать работу законов духовных. Дмитрий Павлюкевич говорит с читателем на совершенно новом языке, никого не оставляя равнодушным. Делимся несколькими «лайфхаками» из книги отца Дмитрия.
 
 Фото: Nikeabooks.ru 

ОДИН ВОПРОС

«Любит или не любит?» — единственный вопрос, который мы задаем ромашкам. Возможно, им обидно и хочется, чтобы у них спросили: «Какой цвет красивее — белый или желтый»?» или «Кто сильнее — Бэтмен или Человек-паук?» Возможно, им даже есть что сказать.

Возможно, и нам иногда хочется, чтобы Господь спросил: «А сколько ты пожертвовал на храм?», «Сколько молитв ты прочитал?» или «А ты точно натощак принимал святую воду?!». А Он не спрашивает и не спрашивает. Потому что относится к нам, как к ромашкам, и все твердит: «Любишь или не любишь»?

ОДИН ОТВЕТ

У ромашки много лепестков. И вопрос к ней мы повторяем много раз. Но значение имеет только последний ответ. Апостол Петр за все Евангелие несколько раз отвечал на вопрос: Симоне Ионин, любиши ли Мя? (Ин. 21: 15). Не всегда словами и не всегда «да». Но значение имел только последний ответ, произнесенный вниз головой.

Разбойник на кресте вообще завалил все вопросы в тесте. Кроме последнего. И первым вступил в рай. Потому что Богу не важно, с какой попытки. Ему важен только результат. И еще: многих лепестков вам, друзья!

Что такое благодать? Объясняем на фотопленке

У слова «благодать» два значения: 1. «Милость». 2. «Сила Божья». Объясним это на фотопленке.

1. Пленки бывают разные: ч/б и цветные. Но все они покрыты особой чувствительной к свету эмульсией. Я не знаю, чем там нас намазал Бог, но, согласно Тертуллиану, и у белых, и у чернокожих душа — по природе христианка, то есть чувствительна к Божьей благодати.

2. Несмотря на то что солнце светит всегда и везде, именно фотограф решает, открывать затвор, чтобы впустить свет, или нет. Бог дает Свою благодать всем, и кнопку затвора души Он дал каждому из нас. Но не пытается на нее давить!

 
 Диакон Димитрий Павлюкевич. Фото: Sun9-59.userapi.com 

3. Затвор открывается на доли секунды, иначе вы засветите кадр и получите просто белый квадратик. Божественная благодать тоже оставляет в нас свой отпечаток. Но Бог не стремится заполнить Собою все, уважая нашу личность.

4. Когда света мало, нужно поставить большую выдержку, то есть открыть затвор надолго, чтобы собрать тусклый свет. Так можно сделать фото даже ночью! Души святых натренированы, и их выдержка больше. Но это не значит, что они способны воспринять большее количество благодати, чем мы. Скорее это значит, что они способны видеть ее и там, где, как кажется, ее нет совсем. Новомученики рассмотрели Его благодать даже в темноте ГУЛАГа.

5. После того как свет попал на пленку, он оставляет на ней так называемое латентное изображение. Чтобы его сделать видимым, пленку надо проявить. И делается это в абсолютной темноте. (Мой папа залезал для этого под одеяло.)

Благодать отпечатывается в нас, но не делает ничего за нас. В определенный момент Бог отходит от человека, оставляет его без Своего Света. Это время испытаний, когда человек проявляет заложенный в него потенциал.

6. На пленке могут быть и хорошие снимки, и плохие. Не важно, каких больше, — фотографа судят только по тем фотографиям, которые он напечатал, сочтя стоящими. В жизни человека тоже бывает всякое. Но важно то, что он в итоге назовет красивым, а что порвет и выбросит. И процентное соотношение тут не играет роли. Благоразумный разбойник вообще всю свою пленку потратил на ерунду. Но в историю вошел только его последний кадр.

На что способен православный желудок?

О том, что праздновать Хэллоуин нельзя, знают все православные. И мы не будем это повторять. Просто скажем, что полностью согласны.

Поговорить хочется о другом.

Смотрите, дата Рождества Христова специально назначена на 25 декабря (7 января), чтобы перебить в сознании граждан языческий день солнцеворота. Преображение искусственно приурочено к периоду сбора винограда с языческими гуляньями в честь бога вина Вакха. Взамен было предложено освящать начатки винограда (у нас — яблок) в благодарность Богу, а не этому покровителю пьянства.

Список можно продолжать. Но о чем это мы? Раньше христианство обладало удивительной творческой силой. Мы не забивались от окружающей культуры в бункер, а использовали ее в своих целях. Мы не запрещали, а воцерковляли. Брали любой языческий праздник и переделывали его, как нам выгодно.

Наши храмы — это воцерковленная языческая базилика. Наше богослужение — это воцерковленная синагогальная служба и некоторые языческие традиции. Наша иконопись — это воцерковленный Фаюмский портрет. Даже самое святое — догматы о Троице, Богочеловечестве Христа сформулированы с помощью переработанной языческой философии!

 
Фото: Instagram.com/blogoslovie 

Это плохо? Мы должны этого стыдиться? Нет! Мы должны гордиться! Мы наполняли чужую форму своим содержанием. Мы побеждали язычников их же оружием.

Эта способность воцерковлять все, даже на сегодняшний взгляд невозможное, говорит о том, что раньше желудок христиан был способен переваривать гвозди! А теперь нас проносит от какого-то жалкого, золотушного Хэллоуина.

Товарищи. Камрады. Хочется напомнить, что если армия переходит из наступления в глубокую оборону, это значит, что совсем скоро она окажется в глубокой… Ну, вы поняли.

Если мы не сформируем смысл этого праздника, это сделают за нас. И уже делают. Вот, например, в Казани (почитайте новости) праздник «Всех святых» эволюционировал в «Бал Сатаны».

При всем отрицательном значении Хэллоуина давайте подумаем, как его воцерковить. Может, назначить поминальную субботу? Или устроить праздник «переоденься в ангела»?

Зачем ходить в Церковь? Объясняем на картошке

Зачем ходить в Церковь, если можно молиться дома? Я буду объяснять это на примере картошки. Просто я из Беларуси, и мне так проще. 

БУЛЬБА-СЛОВИЕ

Мой папа из деревни. Поэтому в конце августа мы ездили к бабушке копать картошку. Однажды я спросил: «Зачем? Ее же можно купить в магазине». Папа ответил, что она свойская и такой в магазине не купишь. Но меня это мало убедило.

Тогда я спросил у бабушки, и она сказала: «Унучак, я яе саджу, каб вас збіраць, а не бульбу. Глянь — поўная хата!» У бабушки было пятеро детей. Добавьте сюда невесток, зятьев и внуков, и вы представите наш кагал. Мы все жили в одном городе, но вместе собирались только в деревне. В тот день я стал настоящим белорусом, так как понял, в чем смысл картошки. Она нужна не для того, чтобы ее собирать, а для того, чтобы собираться.

Удивительно, но Церковь в этом смысле очень похожа на картошку. В Евангелии она обозначается греческим словом экклесия, которое переводится как «собрание».

 
 Фото: Instagram.com/blogoslovie 

Церковь — это собрание; для чего нужно собрание? Правильно, чтобы собираться.

НЕ ВАЖНО — ГДЕ, ВАЖНО — С КЕМ

А вот если вы спросите меня: «Зачем собираться всем вместе, если Бог у меня в душе?», я вас побью. Просто у меня рефлекс с детства. Как-то у моего друга был день рождения, он ходил по двору и всех звал: «Приходи ко мне, будет торт!» Но один такой ляпнул: «Не, у меня дома торт». В тот день мы удалили его из друзей. А заодно и пару зубов.

Бывают люди, которые в упор не понимают, что мы собираемся с друзьями не «зачем», а «потому что». Потому что это классная компания. Потому что нам хорошо вместе.

В Церковь — в собрание — мы приходим, так как хотим встретиться с теми, у кого в душе такой же Бог, как у меня. Потому что я, мой ближний и наш Бог — это классная компания. И если ваша вечеринка не похожа на эту — даже не думайте меня звать!

ЛУЧШЕ ВЫ К НАМ

Никогда не поймут смысла сказанного те, кому важны не люди, а резоны. Такие дружат, потому что у друзей есть деньги, и женятся, потому что не хотят тратиться на домработницу.

Они даже причащаются специфически. Вы заметили, что в последнее время мы стали использовать слово «Причастие» как существительное, обозначающее предмет? «Священник дал мне Причастие». А некоторые недоумевают, зачем причащаться именно в храме. Почему нельзя это сделать на дому? Носят же Причастие больным. Так почему не всем?

Технически это сделать не сложно. Но тогда разрушится весь смысл Причастия. Потому что Причастие — это не очередная святынька

(только более мощная), которую можно принести домой и там употребить — как святую воду, например. Потому что в Чаше не вещь, а личность — Христос. А личность нельзя использовать. С ней можно только общаться.

Потому и Причастие (от греч. кинония — «общение») — обозначение действия, а не предмета. И для общения нужно собираться всем вместе, а не забиваться по норам. Почему мы тогда причащаем больных на дому? Это знак нашего единства с ними. Если ты не идешь в общину (по причине болезни), то община идет к тебе (в лице своих делегатов). Но, как говорится, лучше вы к нам.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале