В Подмосковье работает Музей советского детства

Музей советского детства появился в Сергиевом Посаде неслучайно — именно здесь работала фабрика игрушек №1. Впрочем, в открытом два года назад частном музее на улице Карла Маркса собраны не только детские игрушки.
 

Об этом сообщает РИАМО.

Вернуть людей в их детство

Основательница и директор музея Олеся Жильцова рассказывает, что на его создание ее вдохновила дочь: «Она подросла и спросила, а где же ваши, российские игрушки? Почему все, что мы покупаем, это Made in China?». Мы начали доставать свои старые игрушки и показывать их детям. Когда приходили друзья и знакомые, они тоже получали удовольствие. Мы увидели эти эмоции и решили открыть маленький музей».

Идея состояла в том, чтобы «вернуть людей в их детство — показать то счастливое время, когда еще нет обязанностей, а рядом любимые родители, бабушки и дедушки».

Подняв собственные запасы, Олеся вместе с супругом начали искать советские игрушки на «Авито», ездить по деревням и покупать старые предметы советского быта, а еще — изучать производства, выпускающие игрушки в период СССР. Они сидели в библиотеках, знакомились с коллекционерами. Многое отдавали знакомые. Дорогие авторские и раритетные вещи покупали за свой счет.

 

Сначала музей был совсем маленьким — всего 30 квадратных метров.

«Нам выделили небольшую комнату, и мы сами проводи и экскурсии. Мы видели реакцию людей, и нам это придавало силы, чтобы двигаться дальше. И мы рискнули открыть большой музей, когда поняли, что эта тема интересна», — вспоминает Олеся.

Позже появился двухэтажный музей, где разместилась уникальная коллекция советских игрушек.

«Пришлось оставить свои профессии и заниматься только музеем. Власти нас слышат и помогают информационно, что очень важно для маленьких, негосударственных музеев», — отмечает Олеся.

 

Самые старые игрушки в коллекции — маленькие куклы 1940-х годов, а еще белочки, которые, по словам Олеси, буквально спасали людей от голода во время войны: «Внутри игрушечных белочек ленинградской фабрики — высушенный горох. Зная об этом, женщины в блокадном Ленинграде распарывали игрушку, оттуда доставали горох, размачивали его и ели».

Расцвет промышленной игрушки пришелся на 1950-е и 60-е годы. После войны страна приходила в себя, и много сил направляли на воспитание детей.

Все тогдашние куклы — это малыши с пухлыми лицами и пухлыми ножками, как и их маленькие хозяйки. Их цель — воспитывать в девочке материнские чувства, чтобы она училась ухаживать за своей куклой», — объясняет Олеся Жильцова.

Еще одна кукла с воспитательной ролью — пупс «Голыш» без одежды.

 

«На фабрике просто не было цеха, который бы шил одежду для кукол. Но и тут есть своя воспитательная цель — девочка вместе с мамой или бабушкой шьет кукле одежду, учится рукоделию. Игрушки учили тому, чтобы с детства ребенок привыкал помогать семье», — рассказывает создатель музея.

Она добавляет, что кукольная посуда и мебель были те же, что и в реальной жизни. В музее представлены и доски для стирки, и швейные машинки — детские игрушки могли использовать даже взрослые для бытовых нужд.

«В детском ковшике можно приготовить кашу или яйца сварить. И хозяйки делали это. Тут тоже есть воспитательный метод — девочка училась каким-то хозяйственным делам», — говорит Олеся.

По её словам, современных туристов до сих пор приводят в восторг «непослушные Аленки» из 70-х годов, которые не хотят кушать кашу. Если поднести ложку ко рту куклы, то она мотает головой — за счет того, что в ротик и кончик ложки вставлены магниты.

 

Особое место в коллекции занимают авторские куклы, которые сделали знаменитые советские художники — Лев Разумовский, Марианна Мотовилова.

«Дети играли произведениями искусства, даже не зная об этом», — отмечает Олеся.

На экскурсии расскажут и о том, где выпускались игрушки.

«Например, неваляшку делали на тамбовском пороховом заводе — это было оборонное предприятие, но, чтобы оно не простаивало в мирное время, придумывали сопутствующие товары», — объясняет Олеся. 

 

Интерьеры из детства

Помимо большой коллекции игрушек, атмосферу детства создают знакомые интерьеры из советского прошлого. В музее три интерьерных комнаты — из 1950-х, 70-х и 90-х годов — именно на это время выпало детство многих посетителей, говорят в музее. Здесь же устраивают фотосессии и показы фильмов, натягивая белую простынь на стену.

Комната из 50-х – со старым сервантом, куда убирали лучшую посуду, ковром с мишками на стене, радиолой, телевизором, круглым столом, за которым собиралась вся семья.

По словам Олеси Жильцовой, такие интерьеры до сих пор живы в деревнях и в провинциальных городах: «Моя бабушка из Липецкой области, и я сама жила в таком интерьере. Сервант привезен оттуда, так я сохранила память о ней».

 

Многие вещи в музей отдали посетители, которые, вместо того, чтобы выбросить их, тоже захотели сохранить память о прошлом. На каждом таком экспонате — специальная бирка с именем хозяина и датой.

В комнате 70-х годов — ковер с оленями. Такой был у многих, и владельцы музея без труда нашли его. Здесь же воссоздан уголок школьника, где можно увидеть букварь, тетради, чернила, портфель и школьную форму. По словам Олеси Жильцовой, даже форма приучала к порядку и аккуратности: воротнички и манжеты снимали, стирали, отглаживали и пришивали обратно.

Комната 90-х годов уже другая — ковер со стены перемещается на пол, на стенах появляются модные фотообои. В легендарной советской «стенке» — видеомагнитофон, игрушки из «киндер-сюрпризов», куклы Барби и кассеты для магнитофона. 

 

Мир мальчишек

Мужской мир в музее представлен большим количеством моделей машинок, многие из них работают до сих пор — открываются дверцы и поднимается кузов. Причем все максимально близко к реальности. 

«Здесь представлено все то, что дети могли увидеть на дорогах — никаких «Бэтмобилей». Раньше все эти профессии — водитель, экскаваторщик — были престижными, и ребенок, играя, представлял себя в этой профессии», — говорит Олеся.

В коллекции — танки и пушки, которые стреляли пульками.

«Набор тульского завода сделан из металла и был покрашен тем же покрытием, что и настоящие танки», — рассказывает директор.

 

В музее есть и спортивный уголок, где выставлены лыжи, коньки, одежда со значками Олимпиады-80.

«Кстати, Олимпийский мишка, который улетал в небо, непосредственно связан с Сергиевым Посадом, ведь он был сделан в Загорске, в институте резиновой промышленности. Когда отмечалась годовщина Олимпийского мишки, мы делали экскурсию с коллекционером и мастер-класс по росписи мишек», — вспоминает Олеся.

Самый масштабный экспонат — огромный макет железной дороги, который воспроизвели по старой открытке.

«Спорят, где находился такой макет, то ли в «Детском мире» в Москве, то ли в Доме пионеров», — добавляет Олеся.

Такую дорогу производили с 1956 года, а макет делали сами дети в домах пионеров и кружках моделирования.

 

Особая гордость музея — несколько лошадок и машинок, на которых можно было прокатиться в советских парках. Редкий экспонат — машина «Урал», сделанная по аналогии «Победы» в Челябинске.

«Их остались единицы, они были выпущены небольшой партией», — отмечает Олеся.

Детство без смартфона

По словам Олеси Жильцовой, музей показывает современным детям, насколько была разнообразна и насыщенна жизнь без смартфонов и гаджетов: «Электронные игры, морской бой, пятнашки. Совместные уличные игры — казаки-разбойники, прятки, резиночка. Так что миф про деревянные игрушки, прибитые к полу, наш музей полностью опровергает».

В комнате для мастер-классов взрослых и маленьких посетителей ждет множество советских конструкторов и настольных игр, от простых до самых сложных.

 

«В гэдээровских конструкторах собирали и микроскопы, и стереоскопы, и оптические приборы. Были электро-конструкторы и даже радио, которое нужно было собрать самому», — говорит Олеся.

По словам экскурсовода Людмилы Меркуловой, музей создан для того, чтобы люди «не просто ностальгировали, а понимали, насколько тонко и правильно нас воспитывали, и как это можно воплотить в собственных детях и внуках».

Фото: Пелагия Тихонова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале