Учёные сравнили, как стареют люди в Европе и России

Особенности индивидуального старения людей интеллектуальных профессий в России и странах Евросоюза сравнили исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). По словам авторов, у живущих в ЕС темп психологического и биологического старения замедляется в среднем возрасте, но после 65 лет начинает сближаться с темпом старения россиян.
 
 Фото: РИА Новости 

Результаты опубликованы в журнале Investigation in Health, Psychology and Education, сообщает РИА Новости.

В настоящее время все больше стран повышают пенсионный возраст. Зачастую это объясняется замедлением индивидуального старения: увеличением средней продолжительности жизни людей, их физической и интеллектуальной активностью. Как отметили исследователи, индивидуальное старение включает в себя субъективный психологический возраст и динамику биологического возраста организма.

Ученые МГППУ оценили динамику показателей биологического и психологического возраста у представителей исследовательского типа профессий от 32 до 70 лет: одна группа — лица, проживающие в России, а другая — лица, переселившиеся из России в страны Евросоюза. В исследовании приняли участие научные сотрудники, преподаватели вузов, работники НИИ, специалисты смежных профессий, имеющие научную степень.

По словам ученых, представители интеллектуальных профессий в целом имеют более высокую среднюю продолжительность жизни и более низкую вероятность преждевременной смерти.

«На индивидуальное старение влияют и страны проживания, и профессиональная деятельность. Субъективное психологическое старение больше зависит от страны проживания, а биологическое — от профессиональной деятельности и других объективных факторов», — цитирует агентство профессора кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии МГППУ Татьяну Березину.

Ученые обратили внимание на динамику субъективного и объективного компонентов биологического возраста, именно по этому показателю выявлены самые большие различия между представителями исследовательского типа профессий в России и в Евросоюзе.

«В качестве субъективного рассматривалась самооценка заболеваний, а объективного — время статической балансировки (стойка на левой ноге без обуви с закрытыми глазами, правая нога поднята и согнута в колене, руки расположены вдоль туловища. Например, для 40 лет норма времени балансировки — 20 секунд). Объективный показатель здоровья россиян и мигрантов не различается, а вот по субъективной оценке заболеваний различия максимальны: мигранты считают себя более здоровыми. Это подтверждается также динамикой субъективного психологического возраста», — отметила Березина.

По ее словам, изменение психологических установок, ориентация на окружающую, отличную от России среду, приводит к тому, что исследователи-мигранты начинают считать себя более молодыми — больше заботиться о своем здоровье и оценивать его выше. Однако объективные показатели здоровья у них могут быть не так хороши, как у коренных европейцев, и, возможно, вероятность более долгой продолжительности жизни у них ниже.

«Также у россиян присутствует пенсионный стресс: и у мужчин, и у женщин в период 51-65 лет начинают ухудшаться биологические характеристики здоровья, что ведет к ускоренному старению организма, до и после этого возрастного промежутка ускоренного старения не наблюдается. У россиян — мигрантов в страны ЕС пенсионного стресса, влияющего на индивидуальное старение организма, не обнаружено», — отметила Березина.

 
 Фото: Handystyle.ru 

По ее словам, существуют различия и в динамике психологического старения. Россияне (до 65 лет) оценивают свой субъективный возраст как примерно равный календарному или чуть выше, а мигранты — ниже: женщины в возрасте 51-65 лет оценивают свой возраст ниже календарного на десять лет, а мужчины — на 20 лет.

Среди общих тенденций исследователи отметили, что мужчины стареют быстрее женщин и биологически, и психологически — как в России, так и в Евросоюзе. Также и мужчины, и женщины до 35 лет преувеличивают свой психологический возраст относительно календарного, а после 65 — преуменьшают.

В исследовании авторы использовали методы оценки биологического возраста по показателям здоровья, субъективного психологического возраста, а также ряд индексов. Результаты позволяют предположить, что разница в динамике относительного старения у представителей исследовательского типа профессий объясняется не сколько биологическими, сколько психологическими факторами, отметили ученые.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.

Кто стареет медленнее остальных

Ранее, в 2019 году, исследователи МГППУ сравнили показатели биологического и психобиологического возраста у представителей разных профессиональных групп и показали, что женщины рабочих профессий после 36 лет чаще стареют быстрее ровесниц, в то время как у мужчин-рабочих старение, наоборот, протекает медленнее.

Изучая обоснования текущей пенсионной реформы в России, ученые МГППУ провели сравнительный анализ особенностей психобиологического возраста у представителей рабочих профессий и представителей других профессиональных групп. Они выбрали наиболее важные показатели здоровья, такие как биологический возраст, должный биологический возраст и психологический возраст.

«С помощью должного биологического возраста мы можем отслеживать уровень соответствия возрастной группе. Показатель психологического здоровья важен для понимания восприятия возраста самим респондентом. Имея данные значения, мы можем вычислить так называемый индекс относительного старения, равный разности биологического возраста и должного биологического возраста», — рассказывала магистр психологии МГППУ Альбина Калаева.

Исследователи использовали методы описательной статистики, опросник «Определение самооценки здоровья (СОЗ)» и формулы определения биологического возраста (в формулу включены показатели артериального давления, задержки дыхания после вдоха, статической балансировки и массы тела), показатель БВ (биологический возраст), формулу определения должного биологического возраста для разных возрастных групп (ДБВ), характеризующего средний биологический возраст для конкретной возрастной группы, индекс БВ-ДБВ как индекс относительного старения.

 
 Фото: iStock 

Специалисты сравнили показатели биологического и психобиологического возрастов и отметили определенные различия среди рабочих и прочих профессий. Среди представителей рабочих профессий был отмечен низкий индекс относительного старения у женщин всех возрастов и мужчин от 36 до 60 лет и от 61 до 87 лет.

В выборке мужчин от 18 до 35 лет индекс относительного старения выше, что свидетельствует о том, что представители выборки биологически старше должного биологического возраста. У представителей прочих профессий — женщин всех возрастов и мужчин 61-85 лет наблюдался низкий индекс относительного старения.

Обратная ситуация сложилась у мужчин в возрасте от 18 до 60 лет: они имеют высокий индекс относительного старения. Такие показатели могут подтверждать мнение ученых о том, что молодые мужчины более подвержены стрессам и физические нагрузки ими переносятся легче эмоциональных. Тем не менее индекс относительного старения снижается у мужчин и женщин при выходе на пенсию.

«Было показано, что среди представителей рабочих профессий начиная с 35 лет женщины стареют быстрее сверстниц из других областей занятости. У мужчин, выбравших рабочие профессии, старение, наоборот, протекает медленнее во всех возрастных группах, особенно значимо это выражено для возрастной группы основного трудоспособного возраста — 36-60 лет», — говорила Альбина Калаева.

Ученые отметили, что в постпенсионный период и у мужчин, и у женщин во всех профессиональных группах происходит выравнивание относительного старения и улучшение относительного здоровья.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале