Одна из важнейших составляющих повседневной деятельности вузов — профориентация

Сегодня университеты используют самые разные форматы работы со школьниками: от специализированных школ до фестивалей и мастер-классов. Некоторые вузы готовят для школьников и вместе с ними современные и нестандартные проекты.
 
 Фото: Астраханский государственный университет

Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Школы и образовательные программы

В Школе юного юриста при Юридическом институте Дагестанского государственного университета старшеклассники изучают законы, готовятся к сдаче ЕГЭ и вступительным экзаменам, а также к участию в олимпиадах и творческих конкурсах. Знания основ гражданского, конституционного, уголовного, административного и других отраслей права они демонстрируют на практических занятиях: деловых играх, разборах ситуаций и мастер-классах.

Учителями выступают опытные преподаватели ДГУ, аспиранты и студенты старших курсов ЮИ. Школа юного юриста ежегодно проводит республиканские конкурсы и олимпиады по праву среди школьников и студентов средних специальных образовательных учреждений.

Для учащихся педагогических классов на базе Воронежского государственного технического университета реализуется образовательная программа, состоящая из модулей: «Введение в педагогическую профессию», «Психолого-педагогический практикум», «Тайм-менеджмент педагога», «Электронная дидактика». Для школьников проводят психодиагностические занятия, способствующие самопознанию, выявлению и развитию педагогических способностей, тренинги саморазвития и личностного роста и мастер-классы преподавателей ВятГУ.

«После девятого класса я твердо решила, что хочу связать свою жизнь с педагогикой и работой с детьми, поэтому выбрала именно педагогический класс. Подавая документы, я еще не совсем представляла, как будет проходить обучение, но школьная жизнь оказалась гораздо интереснее и насыщеннее, чем я думала. Кроме школьных уроков мы посещали Вятский государственный университет, проходили практику в школе, наблюдали за работой педагога и даже пробовали себя в этой роли. Тогда я еще не предполагала, что учеба в педагогическом классе так укрепит мое желание работать с детьми. Мы с огромным удовольствием изучали новые для нас дисциплины и участвовали во всех олимпиадах по педагогике и психологии, все больше раскрывая свой потенциал. Так, я успешно выступила на Всероссийской олимпиаде по педагогике в Ярославле, получив ценный опыт общения с учащимися педагогических классов России», — рассказывает студентка ВятГУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», «Логопедия» Юлия Мошонкина.

 
 Фото: Воронежский государственный технический университет

В 2019 году открылся Предуниверсарий Московского авиационного института — аккредитованная Рособрнадзором школа для учеников 8–11-х классов в системе вуза с упором на технические дисциплины и практическую работу. Школьники не только углубленно изучают профильные предметы, но и реализуют свои проекты в маёвских лабораториях на высокотехнологичном оборудовании, доступа к которому нет в обычных школах. Выпускникам Предуниверсария МАИ выдаются аттестаты государственного образца.

«МАИ входит в число немногих университетов Москвы, помогающих выстроить непрерывную образовательную траекторию ещё со школьной скамьи. Комплексная система работы со школьниками позволяет университету выявлять и привлекать талантливых ребят, которые в будущем станут лидерами индустрии и высоких технологий», — подчеркивает проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков. 

Проекты со школьниками и для школьников

Крымский федеральный университет разработал инновационный проект для привлечения в вуз талантливой молодежи — «Моя будущая профессия с КФУ им. В.И. Вернадского». Конкурс представлен в двух форматах: интеллектуальном и творческом. Его цель — расширение знаний школьников в различных областях профессий и подготовка к осознанному выбору будущей специальности. Участники должны были записать короткие видео о себе и выбранной профессии, написать эссе о карьере своей мечты и принять участие в Хакатоне, на котором команды вместе с менторами разработали долгосрочные карьерные стратегии.

«Я участвовала в различных олимпиадах Крымского федерального университета, в том числе в конкурсе "Моя будущая профессия в КФУ", по итогам которого получила дополнительные 10 баллов к поступлению и смогла выбрать сферу дальнейшей деятельности. Считаю, такие мероприятия нужны для того, чтобы помочь сомневающимся школьникам определиться с направлением подготовки», — поделилась студентка Таврической академии Крымского федерального университета Милана Литвиненко.

Самый масштабный профориентационный проект Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе — это международная смена юных геологов «ГеоАртек» на базе МДЦ «Артек». Каждый год в смене участвуют несколько сотен школьников в возрасте от 10 до 17 лет из России и зарубежных стран. Ребята погружаются в реальную профессиональную среду с использованием современных геотехнологий: изучают методы геологических полевых и камеральных исследований, получают навыки работы в экспедициях, участвуют в мастер-классах ведущих ученых и специалистов в области геологии и экологии.

 
   Фото: Национальный исследовательский университет ИТМО 

По словам проректора по инновационной деятельности и молодежной политике МГРИ Юрия Панова, за время реализации проекта участие в профильной смене приняли около 600 школьников, и более четырех тысяч артековцев познакомились с геологией: «Проведение геологической смены важно не только для участников, но и для университета, поскольку данный проект является отличной ранней профориентацией школьников и позволяет привлечь заинтересованных и увлеченных детей со всей страны к углубленному изучению наук о Земле».

На базе НОЦ Инфохимии в Университете ИТМО действует Первая неклассическая практико-ориентированная программа дополнительного образования. Она создана для учеников 10-11 классов, которые хорошо знают школьную программу по химии, биологии, математике и информатике и готовы развиваться в этих направлениях. Программа по инфохимии дает возможность перейти от теории к практике, чтобы применять свои знания и научный энтузиазм в реальных исследованиях.

«Я работал над проектом по инкапсуляции ДНК, в будущем он поможет создать искусственную клетку организма и эффективно интегрировать ее в биологическую среду. Это уникальный опыт, который однозначно пригодится, потому что я собираюсь связать свою жизнь с химией», — делится участник программы Платон Паршиков.

Сначала ученики проходят курс лекций по химии, потом выбирают собственный проект. После знакомства с ментором-сотрудником НОЦ Инфохимии ИТМО начинается реализация. Под старшеклассника рассчитывают график и под контролем ментора дают возможность использовать лаборатории вуза. 

«Образование через науку — это основа программ НОЦ Инфохимии Университета ИТМО. Мы ждем талантливых школьников, которые хотят участвовать в проектах, направленных на научно-технологическое развитие Российской Федерации, и решать большие вызовы, сформулированные в СНТР РФ. Наша цель — научить тех, кто "хочет", правильному подходу к сложным системам и технологиям, чтобы они не просто "хотели", но и "могли"», — подчеркивает директор Научно-образовательного центра инфохимии, профессор Университета ИТМО Екатерина Скорб.

Еще больше профориентации

Одной из самых эффективных профориентационных площадок Казанского государственного энергетического университета стал Центр прикладных компетенций «ElectroSkills» для будущих электромонтеров и электромонтажников, созданный при поддержке компании Shneider Electric. Одна из задач центра — подготовка к участию в чемпионате World Skills в компетенции «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

«Уникальность этой площадки в том, что школьники не просто получают информацию о вузе и профессии энергетика, как во время экскурсий или дней открытых дверей, а сразу же пробуют себя в этой профессии и получают результат своего труда. Что-то им удается, что-то не очень. Главное — ребята получают стимул двигаться вперед, стараются усовершенствовать свои умения и компетенции. А потом многие из них решают для себя: "Это мое. Я хочу получить энергетическое образование". И приходят в Казанский энергоуниверситет», — говорит ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов.

Тюменский индустриальный университет готовит инженеров будущего с первого класса в рамках профориентационного проекта «Школа инженерного резерва» (ШИР). Участники углубленно изучают технические дисциплины, оттачивая полученные знания на практике.

 Фото: Тюменский индустриальный университет

Среди направлений подготовки — проектные, академические и олимпиадные. В ШИРе действуют 14 уникальных треков: Lego-робототехника, Arduino-робототехника, Webdesign, 3D-Animation, Mechatronics, Нефтегазовое дело, Прототипирование, Графический дизайн, Беспилотные авиационные системы, Проектная химия, 3D-моделирование и другие. Предлагается как круглогодичное обучение, так и посещение отдельных курсов.

Профориентационный терминал для школьников теперь есть в Чебоксарах — его установил Чувашский государственный университет. В терминале содержится информация о факультетах, математические игры и тесты. Дополнительно прибор показывает, как работает система отопления школы — на примере математической модели. В наглядной и доступной форме участники знакомятся с университетом и с принципами цифровой энергетики.

«Взаимодействие школа-вуз-производство значимо для региона. Чувашии, как электроэнергетическому центру страны, нужны квалифицированные специалисты технических специальностей, а мы призваны их готовить. Важно начинать этот процесс еще в школе, и говорить с ребятами на одном языке. Наш факультет "Малый физмат" реализует программу "Электроэнергетика 7+" для младших школьников, технические факультеты ЧувГУ запустили свою "Малую электротехническую академию". Несколько лет мы реализуем совместный проект со школами "Инженерные классы", а сегодня мы пошли дальше и разработали уникальный терминал, который позволит наглядно увидеть принципы "цифровой энергетики" прямо у себя в школе», — прокомментировал Андрей Александров, ректор Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

В апреле 2020 года опытный образец был установлен в новочебоксарской школе № 11. До конца года разработчики планируют оснастить профориентационными терминалами еще семь учебных заведений в Чебоксарах и по республике. 

Что еще?

Ежегодно Донской государственный технический университет проводит Фестиваль науки «Включай ЭКОлогику!». В 2019 году около 500 школьников приняли участие в квесте «Город будущего» в рамках фестиваля. Ребята выполняли задания от факультетов ДГТУ и работодателей, связанные со сферами профессиональной деятельности, и конструировали макет города будущего.

В 2020 году фестиваль «Включай ЭКОлогику!» проходил в онлайн-режиме. Для школьников был организован форум «Профессионалы будущего». В течение двух дней 29 команд, в состав которых вошли 163 учащихся 8-11-х классов из 21 образовательного учреждения Ростовской области, Ессентуков, Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии, под руководством преподавателей и студентов ДГТУ создали и защитили собственные проекты.

Сотрудники Дома научной коллаборации имени В. К. Тредиаковского и центра перспективных технологий в электронике и робототехнике Астраханского государственного университета на постоянной основе проводят мастер-классы для школьников Астрахани и областных районов. На занятиях ребята знакомятся с возможностями вуза, узнают о современных специальностях и раскрывают в себе новые таланты.

Ученикам показывают инновационных роботов, демонстрируют, как работают мобильные платформы, системы технического зрения, 3D-принтеры, очки виртуальной реальности и беспилотные летательные аппараты. Школьники также самостоятельно собирают своих первых роботов с помощью LEGO-конструкторов.

 
 Фото: Томский политехнический университет

«Мы организуем обучение детей от 5 до 11 классов по различным современным направлениям, помогаем талантливой молодежи развивать инженерные способности. Именно из таких заинтересованных школьников и вырастают великие конструкторы. Наши уроки увлекательны тем, что ребята могут увидеть последние образцы современной техники, поуправлять ею, к тому же у наших роботов, как правило, красивый дизайн, что также привлекает школьников», — комментирует директор ДНК имени В. К. Тредиаковского Даниил Матвеев.

Томский политехнический университет — инициатор перезагрузки проекта для школьников «Космический урок». В новом формате он позволит ребятам присоединиться к реальному эксперименту «Рой малых космических аппаратов (МКА)». За шесть месяцев команды под руководством экспертов создадут проект и макет наноспутника. Затем они защитят свои проекты перед экспертами из РКК «Энергия» и университетов-участников космического эксперимента. Участие в «Космическом уроке» позволит школьникам войти в рабочие группы космического эксперимента на МКС, побывать в Звездном городке, Центре подготовки космонавтов, Центре управления полетами.

«Для ТПУ этот проект очень важен, так как мы уделяем большое внимание воспитанию будущих космонавтов, инженеров, конструкторов. У ребят будут реальные задания, например, создание корпусов наноспутников. У них очень высокий потенциал и ресурс времени — мы надеемся, что, начав заниматься космосом в школе, в университет они придут уже готовыми работать над серьезными проектами. Я родился в год, когда первый человек полетел в космос. Это была эпоха, когда все хотели стать космонавтами. Хочется, чтобы космос вновь стал популярен у молодежи», — говорит проректор ТПУ по науке Мехман Юсубов. 

Ребята разработают корпуса МКА, бортовую аппаратуру, обеспечивающую электроснабжение, приемо-передачу информации, ориентацию и стабилизацию спутника и др. Они уже получили темы кейсов на 14-м «Космическом уроке», состоявшемся в конце октября 2020 года, и встретились с космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале