Специалисты и школьники рассказали, как развить вкус к литературе в цифровизацию

Родительские форумы и чаты пестрят сообщениями: современные дети перестали читать книги, не ходят в библиотеку и целыми днями сидят в смартфонах. Ученые не так критичны, но отмечают: в эпоху повсеместной цифровизации, учеников окружает огромное количество текстов. Поэтому так важно понимать, какое влияние оказывает на них этот массированный поток информации.
 
Фото: iStock 

Как развивать у ребенка вкус к литературе в условиях победившей «цифры», обсудили лингвисты, ученые, филологи, языковеды и журналисты на конференции «Педагогика текста», которая прошла на площадке Российской академии образования, сообщает «Российская газета».

«Мы не только поглощаем тексты, мы и производим их в огромном количестве. История отдельного человека — это всегда история созданных им текстов. Прекрасным материалом для изучения личности являются тексты в социальных сетях. Школьник вступает в общение по определенным правилам, попадает в определенную культуру или субкультуру, читает и пишет постоянно — и так формируются его вкусы и его язык», — цитирует издание президента РАО, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Зинченко.

Именно влияние интернета и общения, присущего этой среде, вызывает опасения родителей. Аргумент «Классику никто не читает» стал уже классическим.

Но филологи успокаивают: классика — это хорошо, но надо погружаться и в современный литературный процесс. Есть и классические, и современные произведения, которые несут такие ценности, как доброту, честность, уважение, преданность и даже любовь к Родине. Изменились форматы, и герои стали больше похожи на «цифровое» поколение. А яркие и красочные обложки привлекают детей больше классических коллекционных переплетов.

Специалисты отмечают: формат взаимодействия учителя и учеников через призму цифровых технологий — большой шаг вперед. Но можно ли привить любовь к литературе и творчеству только лишь на дистанционном обучении? Эксперты считают: эта задача кажется почти фантастикой. И речь не о литературном жанре. Учителям нужно успевать объяснять материал удаленно, но детям гораздо сложнее удержать внимание. Нагрузки на детей и учителей возрастают. Зачастую педагог просто не может понять: слушает их ребенок или играет в соседнем «окне».

«Особенно важно сохранить главные для нас мысли и чувства, лучшие практики, которые мы вместе нарабатывали в течение двенадцати лет, продолжить работу с учетом той общей беды, с которой мы столкнулись в этом году. Это и будет средством преодоления той ситуации, в которой все мы находимся, а главное — в которой находятся наши дети», — отмечает ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.

 
 Фото: iStock 

Цифровизация дала «вторую жизнь» и классической литературе и искусству. Сегодня крупнейшие музеи мира заняты поиском новых форматов. Доступность интернета сделала его площадкой для размещения не только липовых новостей, но и недостоверной информации об истории, искусстве и литературе, отсюда и возникают все эти разночтения в знаниях школьников. 

«Мы спросили школьников, что они ищут в сети, когда изучают творчество писателей. Ответы заставили нас задуматься о том, почему не существует официальных сайтов писателей для детей, и придумать проект, где будут выверены материалы и разумно собрано писательское и филологическое наследие. Тут важно обратиться именно к современным педагогическим практикам, чтобы опробовать новые методы относительно довольно классического материала», — объясняет завотделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фекла Толстая.

Какой хотят видеть литературу дети?

Школьники образовательного центра «Сириус» и участники международного конкурса юных чтецов «Живая классика», участвующие в опросе, ответили:

  • заходя на официальный сайт писателя, они хотят получать анимированную информацию о его биографии, интересных фактах из жизни, местах и людях, связанных с ним.
  • хотят иметь доступ к аудиоверсии и краткому пересказу произведений, видеть цитаты из них в современных мультимедийных форматах.
  • не хотят слушать часовые лекции: им интересны пятиминутные версии и сочинения олимпиадников с комментариями, почему это хорошо.
  • школьники предлагают на сайте, посвященном Льву Толстому, создать бота Толстого и его жены, которые будут помогать разобраться в материале.
  • за свои успехи в изучении материала дети хотят получать бонусы в виде толстовки или футболки с официальным мерчем.

«Мы живем в эпоху трансмедиа и школьники, не зная этого слова, мыслят чаще всего трансмедийно и относятся к тексту именно как люди эпохи трансмедиа. Им интересны истории, рассказанные посредством множества различных медиаформ, то есть находящие продолжения в других форматах: видеоигре, картине, блоге. Это, конечно, меняет наше отношение не просто к тексту, но и к границам любого текста, потому что на разных платформах история не повторяется буквально. Текст потенциально никогда не заканчивается, он может ожить в анимированной реальности, образ героя — оторваться от сюжета и зажить в киноромане. У нас появились цифровые возможности, которые мы как правило используем чисто технологически, а гораздо интереснее и эффективнее для школьника вести диалог с текстом и автором изнутри своей эпохи и опыта в новом формате», — объясняет литературовед Александр Архангельский.

 
 Фото: iStock 

Ранее кандидат филологических наук, автор учебников по литературе Ирина Мурзак предложила убрать некоторые тексты из школьной программы. Речь идет о больших романах «Война и мир», «Тихий Дон», которые дети почти не читают. По ее словам, совершенно легко можно заменить «Войну и мир», например, на «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Отца Сергия», и с этими текстами детально работать. А «Войну и мир» давать обзорно. Филолог утверждает, что педагоги практически не используют новых методик при изучении «Войны и мира». Канон анализа текста сложился еще в прошлом веке. Поэтому школьники используют готовые анализы «Войны и мира», найденные в интернете, и не получают удовольствия от чтения.

«Мнение о том, что нужно сократить некоторые произведения классической литературы в школьной программе, мягко говоря, не очевидное и достаточно спорное. Особенно если учесть замечательные проекты, реализуемые Феклой Толстой по созданию виртуального мира знаменитого романа Л.Н. Толстого. Книги не утратили своей актуальности. Сегодняшняя цифровая реальность требует других подходов и форматов в преподнесении материала», — комментирует ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале