Студенты требуют снизить плату за обучение на удаленке в вузах Москвы

Из-за второй волны коронавируса студентов московских колледжей и вузов отправили на дистанционное обучение до 15 января 2021 года, а позже Минобрнауки продлило дистанционку студентам московских и питерских вузов до 6 февраля, включая зимнюю сессию. Студенты МГУ, которые учатся дистанционно с 16 ноября, создали петицию с требованием снизить оплату за учебу. О снижении стоимости обучения в период пандемии задумались «платники» многих столичных вузов.
 
Фото: РИА Новости  

Специалисты в области образования рассказали РИАМО, что делать, если удаленка бьет по карману и качеству образования.

Скидки за удаленку

Учебный год в условиях пандемии стал испытанием для студентов по всему миру. Еще летом студенты ведущих вузов США выступили с требованием снизить плату за дистанционное обучение. Воспитанники Джорджтаунского, Нью-Йоркского университетов и других жаловались на снижение доступности образования, отмену факультативных и практических занятий, проблемы с доступом к ресурсам вузов.

Перерасчета оплаты за обучение в период дистанционки и предоставления скидок потребовала и инициативная группа студентов-контрактников МГУ. Как отмечается в петиции, многие студенты контрактной формы обучения испытывают значительно больше трудностей в условиях пандемии, чем бюджетники. Необходимость платы за обучение, повышенные расценки за проживание в общежитии, наличие кредитов на образование и нестабильный заработок ставит многих контрактников в незащищенное положение.

В инициативной группе отметили, что дистанционное обучение не может в полной мере заменить очный формат, в связи с чем ухудшается качество образовательных услуг, поскольку студент лишен доступа к инфраструктуре вуза. Кроме того, обучающиеся пожаловались на «виснущие» онлайн-трансляции и различные технические накладки.

Петицию о пересмотре оплаты обучения за весенний и осенний семестры уже поддержали более 22 тысяч человек, в том числе студенты многих ведущих вузов России.

Иск в суд

По мнению члена Московской областной коллегии адвокатов Ирины Зуй, требования студентов вполне обоснованы: «Платное обучение — это де-юре и де-факто договор на оказание возмездных юридических услуг между высшим учебным заведением и студентом. В ряд услуг входит, в том числе, возможность пользоваться научно-технической базой института, его лекционными залами, кафедрами, библиотеками на этих кафедрах, университетской библиотекой, лабораторией, а также научно-практическими пособиями и дидактическими материалами».

Если вуз работает в дистанционном формате, то условия договора с его стороны в полном объеме исполнены быть не могут, отмечает Зуй: «Единственный механизм, который здесь может сработать – это обращение студентов с коллективным иском в суд. В этом случае, я уверена, что стоимость обучения снизят».

 
 Фото: РИАМО 

Продолжить, отложить или прекратить обучение 

Разделяет обеспокоенность студентов и их родителей старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов. Однако он не советует сосредоточиваться на борьбе за снижение стоимости подписанных договоров. Выбор этого пути, по его мнению, приведет к целому комплексу новых проблем: «Каковы юридические основания? Как быть с очевидной форсмажорностью ситуации? Как определить абсолютную или относительную границу «новой справедливой стоимости обучения»? Как быть с выпадающими расходами образовательной системы?».

По мнению Логинова, если качество и продуктивность обучения действительно ощутимо снижаются, то усилия было бы правильно сосредоточить на микшировании негативных эффектов, а не на борьбе за принцип «заметно хуже, но зато дешевле».

При этом обязательно должны быть приняты меры, направленные на поддержание качества образовательной подготовки, особенно если пандемия останется с нами надолго, подчеркивает специалист.

Например, он предлагает провести экспертизу учебных планов с разделением изучаемых дисциплин на три группы: «зеленая» зона — то, что может быть без существенных потерь качества переведено на дистант; «желтая» зона — может быть переведена на дистант в случае жесткой необходимости, и «красная» зона — на дистант не переводится.

Результаты экспертизы должны быть доведены до студентов и их родителей, которые получают возможность выбора — согласиться и продолжать обучение, расторгнуть договор с возвратом неиспользованной суммы или приостановить обучение до нормализации ситуации без потерь для себя, то есть с сохранением места в вузе, отсрочки от воинского призыва.

«С этим связана возможность корректировки учебных планов, усилия образовательной системы по эффективной отработке специфики дистанта и подобные управленческие усилия, необходимые в данной ситуации. Студент же получает возможность выбора — продолжать, отложить, прекратить», — говорит Логинов.

Когда цену можно снижать

Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, радиоведущий Леонид Клейн согласен с тем, что в случае с отдельными факультетами тарифная сетка за очное и дистанционное обучение имеет право на жизнь.

Например, если речь идет о естественнонаучных факультетах, где для учебы студентам необходимы лаборатории, цену за обучение нужно снижать.

«Что касается гуманитарных факультетов, тут я не вижу проблемы. Я сам преподаю онлайн, и хочу отметить, что студенты достаточно мотивированны на учебу. Вести семинары со студентами на гуманитарную тему можно и в зуме, если это небольшая группа», — считает преподаватель.

То, о чем вузам следует однозначно позаботиться в ближайшее время, — так это техническое оснащение студентов и преподавателей.

«На данный момент в договоре об обучении нигде не сказано, что у студента должен в обязательном порядке иметься высокоскоростной беспроводной интернет и компьютер. Если нас ждет дальнейшая пандемия, эти нюансы нужно прописывать в договоре либо учитывать при расчете оплаты за обучение», — подчеркивает Клейн.

 
 Фото: РИАМО 

Скидки есть — да не те 

В свою очередь, руководство МГУ имени М.В. Ломоносова решило выделить около 30 миллионов рублей на поддержку студентов на фоне пандемии.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на ректора МГУ Виктора Садовничего, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, назначенным на ноябрь 2020 года на государственную социальную стипендию, будет единовременно выплачено по 10 тысяч рублей.

Кроме того, по словам Садовничего, до 30 ноября стипендиальные комиссии факультетов с участием студсоветов должны предоставить в ректорат списки на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам, обучающимся по договорам.

По мнению ректора, это позволит компенсировать возможные издержки, связанные с дистанционной формой обучения.

Кроме того, университет обещает покрыть расходы на проезд тем студентам, которые на период пандемии хотят вернуться домой. При этом вуз не обязывает никого выезжать из общежитий. Студенты-контрактники будут освобождены от необходимости платить за общежитие в период дистанционки.

Однако эти меры не включают в себя непосредственно скидок на обучение, на которые рассчитывают студенты. Учащиеся МГУ уже подготовили иск с требованием снизить оплату. Как сообщает телеграм-канал «Первый университетский», студенты все-таки рассчитывают на досудебное урегулирование ситуации, а в противном случае готовы идти в суд.

«Мы любим нашу альма-матер. Однако если университет продолжит халатно относиться к своим студентам, мы будем вынуждены обратиться в государственные органы для рассмотрения нашего дела в юридическом порядке — то бишь подать иск в суд», — приводит канал слова одного из инициаторов иска.

К тому же, по его словам, дело получило широкий общественный резонанс, так что студенты заручились поддержкой юристов.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале