Двое — или трое? Как обсуждать с психологом вопросы веры

Кто такой православный психолог и можно ли доверять ему тайны своих отношений с Богом? Как терапевтическое пространство помогает исцелять душевную боль и приводит человека к вере? Кто присутствует на встречах психолога и клиента, помимо них самих — на эти и другие вопросы отвечает практикующий психолог Евгения Новосельцева.
Фото: iStock 

Митрополит Сурожский Антоний говорил, что задача священника напоминает миссию Иоанна Предтечи: хотя он и был великим подвижником, но уже не играл такой роли, как идущий за ним Христос. То есть в процессе духовной беседы священник должен помнить — он не главное действующее лицо, а лишь некий инструмент, который помогает увидеть красоту в человеке: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

Похожую роль играет психолог во встречах с клиентом. Он помогает человеку разглядеть внутри себя настоящее и прекрасное, а сам отходит на второй план. Конечно, психолог не заменяет священника (о границах их компетенций мы размышляли здесь), но бывают случаи, когда необходимы совместные усилия специалистов. Многие думают, что психолог не способен помочь человеку разобраться в его отношениях с Богом, но это не всегда правда.

Выпускник МГУ им. Ломоносова, православный психолог Федор Василюк писал, что психотерапия должна не просто помогать человеку решать проблемы, но и приводить его к Богу. «Таково предельное, а лучше сказать, запредельное задание психотерапии, ее миссия», — считает Василюк. «Спросим себя, возможна ли психотерапия, дерзающая принимать такое непосильное призвание?.. Всякому здравомыслящему специалисту ясно — невозможна. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Страшно об этом говорить, но так есть: такая психотерапия может состояться только если Сам Бог соблаговолит участвовать в ней. И потому эта невозможная психотерапия должна быть названа синергийной, ибо она осуществима лишь в соработничестве человека и Бога». Но, конечно, здесь речь идет о некоем идеале.

Отношения с Богом и психология

Расскажу о своем опыте. Был период, когда я воспринимала Бога как тирана, грозного судию — но ведь это не соответствует Евангелию! Умом я понимала, что Бог меня любит, а душой — боялась наказания и отвержения. Мне это мешало. В психотерапии есть много техник, которые помогут представить проблему в образах (есть и другие методики, более интеллектуальные). В той ситуации психолог разложила передо мной фигурки и предложила выбрать те, которые визуально показывали эти два типа отношений с Богом. Было интересно отстраниться, посмотреть со стороны на свои внутренние процессы. В роли «грозного Бога» оказалась фигурка сурового викинга с оружием. Посмотрев внимательно внутрь себя, я поняла: на самом деле это мое собственное отношение к себе, а вовсе не отношение ко мне Бога. Почему-то мне было нужно себя казнить и наказывать.

Это был полезный опыт самоанализа, он дает добрые плоды до сих пор. Когда мне кажется, что Бог станет меня отвергать или казнить, я вспоминаю о той фигурке и соотношу ее с евангельским пониманием Бога как любви и милосердия. Конечно, они не сходятся. По словам владыки Сурожского Антония, если бы Бог был таков, Его невозможно бы было любить, Он бы внушал только страх и ужас.

Одной моей клиентке глубокое проживание мысли о том, что Бог есть любовь и принимает ее безусловно, помогло научиться отдыхать, не бояться остановок и перерывов на своем пути. Отдых так же важен, как и цикл дыхания: ведь мы не только вдыхаем, но и выдыхаем.

Такие осознания красивы и глубоки: мне как психологу очень радостно быть соучастником в путешествии людей к самим себе.  

 
 Фото: Pravlife.org 

Двое или трое?

Я хожу в основном к воцерковленным специалистам: для меня важно, чтобы он изнутри понимал какие-то мировоззренческие моменты и знал, как устроена церковная жизнь. Нередко на консультациях возникает ощущение, что нас не двое, а трое — что с нами присутствует Господь («где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Мф. 18:20). Настолько все происходящее кажется неслучайным, имеющим глубокий смысл… Так что я нередко говорю: «В терапевтическом пространстве все промыслительно».

Пространство встречи в целом особенное. Оно создано именно для того, чтобы человек смог раскрыться во всей полноте, пережить все возможные чувства — а пережив, смог их преобразить. Я думаю, это и есть та задача, которую дает нам Бог: разбираться в себе, перерабатывать хаос эмоций и впечатлений во что-то стройное, единое и красивое. Здорово, если психолог видит не просто проблему, а замечает за ней человека с прекрасной, но страдающей душой. Как писал про свою профессию святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек».

Существуют многочисленные исследования того, как работает психотерапия, но при этом до сих пор далеко не все в ней объяснимо. Как и в случае с духовной жизнью, порой наука упирается в тайны. Исследования говорят, что одним из самых важных факторов изменений становится не столько новое знание, опыт, привычки или инсайты, сколько сами отношения клиента и психолога. От качества контакта между ними зависит многое.

Если Встреча случилась, то может произойти то, о чем писал митрополит Сурожский Антоний: «Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

Так же считал и современный психотерапевт Ирвин Ялом: «Исцеляет отношение, отношение и еще раз отношение — вот мой профессиональный девиз». Если психолог действительно принимает клиента таким, какой он есть, не стремясь его изменить или подтолкнуть к чему-то, то происходят чудеса. Человек раскрывается и преображается, попав в принимающую среду, встретив того, кто ничего не ожидает и не требует от него. Чем это не про христианскую любовь?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале