Царь и царица

На экраны выходит "Царь" - фильм Павла Лунгина об одном из самых драматических эпизодов царствования Ивана Грозного. Среди звездных актеров Петра Мамонова (Иван Грозный), Олега Янковского (митр. Филипп) - молодая дебютантка в большом кино Рамиля Искандер, сыгравшая "жестокую охотницу" - вторую жену царя.

 

Кадр из фильма "Царь", реж Павел Лунгин

Режиссер Павел Лунгин: "Фильм "Царь" - это не «кинцо», над ним надо думать».

Рамиля, для которой эта роль - дебют в кино, сыграла в "Царе" роль Марии Темрюковны - одной из жен Ивана Грозного. Образ царицы колоритен. Красавица Кученей из старинного кавказского рода стала Марией после принятия христианской веры.

На втором курсе Челябинского института Рамиля начала работать в областном театре юного зрителя, а с третьего курса стала актрисой драматического театра, где играла и после защиты диплома. Играла  ведущие роли: Агафью Тихоновну в гоголевской "Женитьбе", одну из чеховских героинь в "Вишневом саде". Активно сотрудничала с телевидением, вела авторскую театральную программу. А потом путь Рамили Искандер лег в Москву.

- Рамиля, как получилось, что Вас пригласил Павел Лунгин на главную роль в фильме "Царь"?

- Я узнала, что идет кастинг на "Мосфильме", пришла на него, но ассистент решительно сказала: я им не подхожу. "Можно, я оставлю свои фотографии? - спросила я робко. "Оставляйте". Так случилось, что Лунгин посмотрел спектакль "Берег утопии", где я играла. Теперь уже меня позвали на фотопробы. Я отснялась в костюме, в гриме. В тот же день Павел Семенович сказал: меня отобрали на роль царицы...

- Какую задачу ставил перед Вами Павел Семенович?

- Я прочитала много исторической литературы и представляла вторую жену Ивана Грозного. В жизни она была жестокой. Ее воспитал отец как мужчину, она с детских лет ездила на лошади, познакомилась на охоте с Иваном Грозным. Она отбила у него добычу, царь принял ее за мужчину, но когда рванул кафтан, увидел - перед ним женщина.

- Как Вы входили в роль царицы?

- Когда садилась гримироваться, уже ни с кем не разговаривала, уходила в себя. У любой агрессии есть первоисточник.

- Эта агрессия передавалась Грозному?

- Безусловно. Царица и царь подпитывали друг друга отрицательной энергией.

- А ваш партнер по фильму Петр Мамонов оправдывает Ивана Грозного...

- Любой артист оправдывает героя, которого играет. Без оправдания ты не сыграешь. Не каждый раз актер играет положительного персонажа. Знаю из актерской практики, что артисты любят играть отрицательных героев - тут больше возможностей.

- Но режиссер Грозного не оправдывает?

- Лунгин - художник. Если говорить образно, каждый из нас - фигурка в картине, но Павел Семенович видит полностью художественное целое, видит общую историю. Я не думаю, что Лунгин ставил целью показать жестокость Грозного. Его цель как художника состояла в том, чтобы зритель не ответ получил, а вопросы задал и сам на них пытался ответить.

- Как работалось с Петром Мамоновым?

- Он очень неоднозначный, нельзя понять, что он выкинет в следующий момент. Но у нас установился хороший контакт, мы поняли друг друга с первого дня. С ним было легко работать, но он ставил молодых актеров на место.

- Как держался Олег Янковский?

- Для меня это были съемки несбыточной мечты. Олега Ивановича я видела еще на черно-белом экране у себя в деревне, войти на съемочную площадку вместе с ним было страшно. Он произвел на меня неизгладимое впечатление.

- На Вас как-то повлияла Ваша героиня?

- Если до начала съемок я в себе замечала резкость, то после съемок она исчезла. Я стала мягче. Это заметили коллеги.

- Ваша первая роль в кино такая громкая. Не боитесь дальше тишины?

- Она уже есть. Но меня это не страшит. У меня остается театр - РАМТ, где есть достойные роли. Театр дает силы артисту, а кино их высасывает. Лучше шагать реже, но делать крупные шаги, а не семенить. Я прекрасно понимаю, что таких фильмов много не бывает.

Павел Лунгин, режиссер:

- Фильм "Царь" - это не «кинцо», над ним надо думать. Режиссер должен не реальность строить, а построить то, что существует у него в голове. И то чувство, которое ты хочешь выразить, должен почувствовать зритель, глядя на это пространство. Когда возникала идея фильма об Иване Грозном, то этот вопрос стал для меня еще более важным. Где правда ХVI века, и есть она или нет? Как создать тот мир, чтобы это не было ряженым историческим кино? Одна из составляющих правд - Петр Мамонов, его человеческая матрица оттуда, из Средневековья. Его способ мышления, игры воссоздает Средневековье.

Съемки проходили в Суздале, а также на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Один из мотивов поведения Ивана Грозного - патология жестокости, которая связана с ожиданием конца света в Европе, России. Грозный готовился устроить конец света на земле. И соответственно этому он построил здание - Опричный дворец. Без окон - мир кончился... Здание казалось похожим на Вавилонскую башню. Во дворе Опричного дворца была арена. Грозный пускал в толпу людей медведей. Когда звери растерзывали человека, а птицы выклевывали тело, то считалось, если нет тела, то нечему и воскресать.

Петр Мамонов, певец, музыкант, сыгравший в двух фильмах Павла Лунгина "Такси-блюз" и "Остров":

- Я никак к роли не готовился. Хотел сыграть просто русского человека, а это понятие обширно. Царь - честный, умный, талантливый.

С Павлом Семеновичем Лунгиным мы дружим всю жизнь. Спорили, любили друг друга. Самое главное в жизни - любовь. Любить - тяжелый труд. Это не симпатия, не ласка. Любовь - это тяготы друг друга сносить. Иван Васильевич взял ношу на себя, но куда он ее понес? Я же старался сыграть русского человека.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале