В советское время репрессировали и школьников

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, родственники бывших репрессированных и просто неравнодушные люди зажигают свечи. Сотрудник «Международного Мемориала» Алексей Макаров вспоминает в этот день свою бабушку Сусанну Печуро. В 10-м классе ее арестовали и приговорили к 25 годам лагерей.
 
 Сусанна Печуро. Фото: Мел.фм 

Об этом сообщает портал Мел.фм.

Сусанна Печуро родилась в Москве на Арбате 22 июля 1933 года. Ее семья была одной из многих еврейских семей, которые в 1920-е годы порывали со своими местечками и традиционной религиозной жизнью, переезжали в большие города и стремились получить образование.

Дома у них по-прежнему говорили на идише, любимым театром был ГОСЕТ (Московский государственный еврейский театр), соблюдались многие национальные традиции. С другой стороны, у людей этого поколения была большая жажда знаний — они читали русскую и мировую литературу, считали учебу не социальным лифтом, а объектом поклонения и статьей в семейном бюджете. С 1940 по 1956 гг. обучение в старших классах и вузах в СССР было платным — именно на это время пришлась юность Сусанны.

После возвращения в Москву из эвакуации, куда семья уезжала на время войны, Сусанна пошла учиться в 79-ю женскую школу (с 1943 года школы были разделены на мужские и женские). Она вспоминает: «Я училась в прекрасной школе, которую всю жизнь вспоминаю с любовью и благодарностью. Нам старались не врать. Нас уважали. В школе не было показухи, муштры, казенщины. Сейчас я понимаю, сколько мужества проявили наши учителя, чтобы максимально спустить на тормозах эту бредовую кампанию, которая ломала и умнейших, самых образованных и культурных людей страны. Мы бунтовали. Мы отказывались забывать имена Ньютона, Фарадея, Маркони. В те дни пожилой учитель физики, Николай Николаевич Кравченко, сказал нам на уроке: «Россия внесла громадный вклад в мировую культуру, и нам нет нужды присваивать себе чужие заслуги. Так вот, запомните: паровую машину изобрел Уатт».

С 1948 года к активностям Сусанны Печуро прибавилась еще одна — литературный кружок при Московском городском доме пионеров и октябрят в переулке Стопани: «Кружок состоял примерно из полутора десятков подростков с 12–13 до 17 лет, увлеченных литературой и пробующих свои силы в поэзии и прозе. Часто на занятия приходили и старшие, бывшие кружковцы, уже не школьники, а студенты. Они пользовались большой любовью и громадным авторитетом среди младших и обращались с ними по-товарищески, уважительно и заботливо».

Зимой 1950 года у школьников произошел конфликт с руководительницей кружка, так как та пыталась ввести «предварительную цензуру» произведений, которые читались в кружке, а также назвала упадническим простое лирическое стихотворение одной из девочек. Решили собираться самостоятельно у одного из выпускников кружка — 17-летнего Бориса Слуцкого, который имел (что было большой редкостью в то время) свое отдельное жилье: «Мы решили заняться историей русской поэзии, в частности поэзией Серебряного века, о которой в то время в школе даже не упоминали. Младшие, которые остались в кружке, но ходили и к нам, простодушно и восторженно рассказывали руководительнице, чем занимаются и о чем говорят на квартире у Бориса. И руководительница написала донос на Лубянку». 

А тем временем интерес молодых сместился в сторону обсуждения политики: тесные контакты с младшими участниками литературного кружка (например, поэтом Александром Тимофеевским) были с болью в сердце оборваны ради их безопасности.

Специфика образовательной тактики тех лет: интересоваться политикой, читать философов (среди них был и Ленин) для молодого поколения считалось нормальным и даже обязательным. Но проходить этот процесс должен был под контролем учителей, пионерской и комсомольской организаций. Любая самодеятельность воспринималась как противостояние официальной системе.

 
 Сусанна Печуро с подругами. Конец 1940-х годов

Сусанна Печуро и ее друзья хотели во всем разобраться сами, а не с помощью учебников и партсобраний. А еще они искренне верили в идеалы коммунизма, например в интернационализм. Но на практике сталкивались только с ложью официальной пропаганды и антисемитизмом (в том числе на собственном опыте). Молодые люди не могли с этим смириться.

Весной 1950 года старший товарищ Сусанны по литературному кружку Борис Слуцкий предложил вместе бороться за осуществление идеалов революции. Сначала Сусанна была в ужасе, но через две недели согласилась присоединиться к борьбе, а в августе 1950 года был создан «Союз борьбы за дело революции».

Одними из образцов для подражания для молодых людей в ту эпоху были подпольщики — большевики и народовольцы. Совсем юные активисты могли прочитать книгу «Мальчик из Уржума» про Кирова, активисты постарше — воспоминания Веры Фигнер, из которых, кстати, становилось понятно, как можно сделать гектограф.

Естественно, организация была марксистской; разумеется, придумали подпольные псевдонимы, написали программу (автор — Борис Слуцкий) и «тезисы» (автор — Евгений Гуревич). Спорили о том, какую тактику избрать (Борис и Сусанна считали, что надо получать образование и постепенно внедряться в партию) и допустим ли индивидуальный террор (на этом сугубо теоретическом вопросе и произошел раскол).

19 января 1951 года Сусанна была арестована. Вот как она вспоминает день ареста и обыск: «Они начинают выбрасывать из сундука учебники и тетради, и я начинаю верещать: «Что ж вы делаете! Мне завтра в школу! У меня контрольная! Что вы делаете с учебниками! Вот, вы портите обложки…» — и прочее. Я беру то, что они проверили, складываю аккуратно, кладу в одну пачку. Они смотрели-смотрели, им это надоело. И тогда, пока они там разбирались, я вытащила из-под той пачки программу и спрятала под проверенное. Они её и не нашли. И тогда я подумала, что всё не так плохо. Если их так легко обмануть, если они такие олухи».

Всего по делу «Союза борьбы за дело революции» проходили 16 человек, из которых трое — Борис Слуцкий, Владилен Фурман и Евгений Гуревич — были расстреляны, а большинство (в том числе и Печуро) получили 25 лет лагерей. Длительное следствие (больше года) и столь суровые приговоры были обусловлены тем, что молодых людей обвиняли в создании «еврейской молодежной террористической организации» в центре Москвы. Именно в таком виде дело представили Сталину.

На учетной карточке из Владимирской тюрьмы Сусанны Печуро, ученицы 10-го класса, было написано — «террористка».

«Тюремные университеты» (а Сусанну постоянно перебрасывали из лагеря в лагерь) позволили ей лучше понять последствия коллективизации, узнать про борьбу «лесных братьев» и оуновцев, познакомиться с верующими и последовательницами Рериха, харбинками и иностранками, крестьянками и представительницами интеллигенции.

Весь 1955 год Сусанна провела в Дубравлаге. В это время режим слегка смягчился, и срок заключения был пересмотрен и снижен до девяти лет. Мысли о том, каким будет будущее после лагеря, особенно после пересмотра срока, побудили девушку начать активно готовиться к сдаче экзамена на аттестат зрелости, который она не успела сдать до ареста. После освобождения она была намерена поступить на исторический факультет МГУ.

Экзамены были назначены на конец мая, но сроки постоянно переносились. «До чёртиков надоело жить под дамокловым мечом приближающихся экзаменов. Они как мираж: всё уходят, уже иногда не верится, что будут. Но всё же будут!», — писала Сусанна своей одноделке Майе Улановской.

Наконец удалось договориться, и 20 августа она написала Майе: «Сегодня меня вызвали и обещали дать пропуск на проезд в посёлок в вечернюю школу для сдачи экзаменов. Первый — 25-го числа. Но мешает мне билет №8 [политическая статья 58-8 "террор"], которого не знаю. Надеюсь, это затруднение будет разрешено, иначе я теряю последнюю возможность получить аттестат. Что как будет — тоже неизвестно. Очень боюсь».

В том же письме приписка от 24 августа о том, что экзамен сорван.

25 апреля 1956 года Сусанна Печуро и ее однодельцы были освобождены. Возвращение домой было трудным. По воспоминаниям Сусанны, все её дела, друзья — все это было там, в лагере. Это тот опыт, который отделял ее от родителей и сверстников. Тем не менее существовала цель — закончить среднее образование, поступить в университет. Для этого надо было преодолеть множество препятствий — поправить здоровье, подорванное в лагере (при освобождении Сусанна весила всего 42 кг), всего за месяц подготовиться к многочисленным экзаменам.

«Через месяц после освобождения я стала сдавать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Мне не хотелось терять еще год, и я хотела к тому же доказать своим товарищам, что можно и нужно возвращаться к активной жизни. Аттестат я получила и решила поступать сразу на истфак МГУ, чтобы продолжить ту научную работу, которую в свое время начал Борис Слуцкий, будучи студентом. Я знала, что он собирался заниматься эпохой Ивана Грозного, опричниной», — вспоминает Сусанна.

 
 Сусанна Печуро в Дубравлаге, 1955 год

Благодаря своей целеустремленности и помощи лагерного друга Жени Шаповала она благополучно сдала экзамен на аттестат зрелости, но тут появилась еще одна проблема — ее лагерное прошлое.

Вступительные экзамены на истфак МГУ Сусанна сдала, но ее не приняли, сказав: «Мы уголовных преступников не учим». В результате совершенно детективной истории она смогла поступить в Историко-архивный институт.

«Я схватилась за возможность учиться, как смертельно изголодавшийся человек хватается за кусок хлеба. Для меня это сравнение — буквально: за свою жизнь я успела узнать и голод физический, и голод интеллектуальный и, честно говоря, не знаю, что страшнее», — говорит Сусанна.

В 1960–80-е годы Сусанна Печуро была близка к диссидентскому движению, а в конце 1980-х включилась в деятельность «Мемориала». Вот одно из ее последних напутствий: «Я надеюсь и верю, что моя несчастная страна когда-нибудь выберется из той трясины, в которую мы забрели от отчаяния и неумения найти дорогу в сумерках едва встающего утра. Назад пути нет! Слава Богу, что в совместных усилиях многих и многих достойных людей есть и капля наших искренних стараний. Если это так, то нам не о чем жалеть, все оправданно, даже смерть».

День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий в России установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1991 году и ежегодно отмечается 30 октября.

Дата для установления данного памятного Дня была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключёнными в тюрьмах и лагерях.

Правозащитный центр «Мемориал» насчитывает примерно 800 тысяч пострадавших от политических репрессий. В их число входят не только сами репрессированные, но и их дети, которые в результате преследований остались без опеки родителей. 

Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. По данным комиссии по реабилитации при президенте РФ, безвинно репрессированных — миллионы, и значительное число их нигде не было учтено.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале