Эмоциональное выгорание и усталость от церковной жизни: взгляд священника

Эмоциональное выгорание бывает разным: кому-то вдруг надоедает любимая работа, кто-то разочаровывается в благотворительности, которой занимался годами, а кто-то жалуется и на усталость от церковной жизни. О том, что это за состояние и как с ним справиться, «ТД» рассказал главный редактор портала «Вера 21» священник Александр Данилов.
Священник Александр Данилов. Фото из личного архива

Отец Александр, в православной среде часто можно встретить мысль, что профессионального выгорания не бывает. Если человек устал или ему надоело то, чем он занимается, нужно просто молиться и не обращать внимания на свои ощущения. Согласны ли вы с такой позицией?

⠀— В православии существует два подхода к выгоранию. Первый из них — сугубо монашеский. Согласно нему, никакого профессионального выгорания не существует и все состояния нужно терпеть. Некоторые миряне очень сильно увлекаются монашеством: до такой степени, что порой это приводит к искажениям в мировосприятии. Монашеская аскеза — совсем другой мир, другие подходы, иной стиль жизни и отношение к ней. Невозможно (и не нужно) изображать из себя монаха-аскета, когда у тебя есть семья, дети, работа, ипотека и прочие атрибуты жизни в миру.

Второй подход мне видится более гуманным: монашеские стандарты в нашей жизни неприменимы в полной мере, мы не можем жить в миру и делать вид, что живем в монастыре IV или V века. А значит, и образцы монашеской жизни не всегда применимы к нам, мирянам. Действительно, ритм жизни и переживаний мирянина отличается от монашеского, поэтому с нами случается профессиональное выгорание, и оно бывает даже у священнослужителей. И с этим нужно как-то справляться, например, походить к психологу. Если человек отказывается, стараюсь сам что-то ему подсказать в личной беседе, насколько это возможно.

Что вы обычно советуете прихожанам в таком сложном эмоциональном состоянии?

— Самая большая проблема, на мой взгляд, в такой ситуации — это мысли. Наше состояние, согласно православному вероучению, во многом управляется нашими мыслями. Они делают нас веселыми или унылыми, поэтому важно их отслеживать.

Я бы советовал отдохнуть, потому что подобные состояния связаны в первую очередь с усталостью. И самое важное, что нужно сделать, — выспаться и отдохнуть, выйти из тех условий, которые есть сейчас. Это может быть поездка на курорт или паломничество в монастырь, в место, где будет тихо. После того, как вы почувствуете, что пришли в себя, можно что-то поменять в своей жизни, найти отдушину. У меня, например, последнее выгорание было связано с недостатком творчества, а когда я его нашел, то проблема исчерпала себя.

Выгорание: духовное лечение

Фото: журнал «Переправа»

В чем вы видите причины выгорания?

— Часто прихожане не знают о том, что помимо стандартных общепринятых подходов в православии существует масса всего другого. Мир веры огромен, разнообразен и очень глубок. Каждый может найти в нем что-то свое.

Возможно ли духовными способами преодолеть проблему?

— Возможно, стоит обратить внимание на свою молитву, потому что разговор с Богом вдохновляет, сподвигает на изменение себя, своей жизни. Есть смысл подумать о качестве своих отношений с Богом, о том, каким вы Его видите, милосердным или строгим судией. Возможно, кого-то это удивит, но это влияет на качество всей жизни.

С темой выгорания тесно связана тема духовного кризиса. Сейчас все чаще говорят о церковном выгорании, о том, что прихожанин устает ходить в храм, молиться, ему хочется какого-то разнообразия в духовной жизни. Иногда человек устает от своей общины, людей или деятельности на приходе.

— Я бы провел аналогию отношений с Богом как отношений с любимым человеком. Какого-то человека вы очень любите, но у вас в отношениях бывает охлаждение, и вам будет хотеться разнообразия. Возможно, захочется даже «пойти налево». Но такие мысли до добра не доводят, это не будет решением проблемы.

Христианские отношения с Богом очень глубоки, и если вы уперлись в стену, возможно, есть что-то, чего вы не знаете. Возможно, ваши отношения не развиваются, потому что вы многого не видите. Например, приходить в храм и выстаивать богослужение, не понимая его, неимоверно тоскливо. У меня был такой опыт, но в какой-то момент я открыл для себя различные новые понимания литургии, потом почитал дневники протопресвитера Александра Шмемана, который рассуждает о богослужении очень красиво и удивительно. Когда я понял, что от меня на богослужении требуется активное участие, что я фактически сослужу священнику, это наполнило меня новыми смыслами.

То же самое касается домашнего молитвенного правила. Конечно, тяжело читать его 10 лет подряд. Но человек порой и не задумывается, что существует масса других способов молиться утром и вечером.

Вы говорите о том, что порой выгорание происходит от незнания, а я вижу ряд людей умных, глубоких и начитанных, прекрасно разбирающихся в Предании, литургике и так далее, но при этом им уже все надоело. Что посоветуете им?

— Христианство сочетает в себе как рациональное, так и мистическое, чувственное — иррациональное. Последнему тоже важно оставлять место в своей жизни, хотя оно и необъяснимо, непонятно, нешаблонно. Я уже упоминал дневники отца Александра Шмемана: он пишет о таком переживании литургии, которое порой и словами трудно выразить. Иногда мы уделяем очень мало внимания этому моменту в своих отношениях с Богом. Например, молитва не всегда бывает словесной: иногда мы молчим, но чувствуем присутствие Божье.

А иногда случается перекос в ту или другую сторону. Особенно часто в рациональное углубляются люди, которые много читают, для них даже вера может сложиться в определенную схему. А там, где схема, часто становится тоскливо и скучно: ты для себя все объяснил и не остается места для удивительного.

Вина или беда?

Священник Александр Данилов. Фото из личного архива

Часто можно услышать о том, как человек застревает в обидах или злости, например, его не приняли на каком-то приходе, обругали, сделали замечание, не выслушали. И происходит некая подмена, перенос, ошибка восприятия: тут плохо, значит, вся Церковь плохая.

— Нас постоянно окружает тьма негатива. И если мы не будем сосредотачиваться на хорошем, то утонем в депрессии и ужасе. Конечно, плохое есть, и в церковной жизни, потому что Церковь состоит из людей, а где люди — там и грехи. Но нужно уметь сосредотачивать свое внимание на хорошем. Есть известная притча на эту тему: если вы выпустите муху на поле цветов, она все равно полетит в первую очередь на фекалии. Если выпустить пчелу в хлеву и там будет всего один цветок, пчела полетит на него. Она способна даже в полном мраке разглядеть красивое, так и нам стоит поучиться видеть в окружающем мраке в первую очередь хорошее и доброе.

Виноват ли человек в том, что у него наступает духовный кризис? Можно ли избежать каких-то ошибок, чтобы предотвратить выгорание?

— Виноват ли человек, что у него в семье возник кризис? И да, и нет. С одной стороны, это естественный процесс. Познание подразумевает сомнения, вопросы, усталость и даже выгорание — это следствие любых отношений. Иногда следствие ошибок, иногда следствие естественного развития.

На мой взгляд, если кризис возник, нужно взглянуть на проблему шире и качественно улучшить отношения с Богом. Ошибки, конечно, бывают. И мои кризисы отношений с Богом были связаны с кризисами в семье и на работе, с личностным кризисом и многим другим. Все очень тонко, одно связано с другим. И очень важно, когда чувствуешь, что кризис наступает, искренне хотеть выйти из него, просить помощи у Бога. Церковь — это не просто храм, а Богочеловеческий организм, неописуемое единство людей и Бога, а Евхаристия и вовсе выносит из материального мира.

Поэтому, если подытожить сказанное, кризис это точка роста, которая помогает переоценить, обдумать, передумать и идти дальше.

Беседовала Евгения Новосельцева

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале