Плоды сада и плоды жизни. Отрывок из новой книги протоиерея Владимира Вигилянского

На прошлой неделе в издательстве Сретенского монастыря вышла книга настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского «Русский ключ. Дневник священника». В неё вошли заметки из социальной сети Facebook, где отец Владимир ведёт страницу уже шесть лет. Автор — журналист, работавший в ведущих «перестроечных» изданиях, бывший руководитель пресс-службы патриарха, священник с 25-летним опытом служения — размышляет о мире, в котором мы живем, и проблемах общества, где православных много, а воцерковленных меньшинство. С разрешения издательства публикуем одно из эссе.
Фото: Sunhome.ru 

Этот год для нашего сада был урожайным. Все пять яблонь не только буйно цвели, но и дали обильные плоды. Сейчас на ветках осталась только антоновка.

Накануне заморозков я замыслил собрать яблоки, чтобы не погубить урожай. Полтора часа пришлось подбирать с земли закопанные в листве 20–25 килограммов плодов. Было трудно, поскольку приходилось отделять целые яблоки от подгнивших. Совсем не ожидал, что этот процесс подтолкнет меня на горестные раздумья.

Яблони посадили бывшие хозяева, думаю, лет сорок назад, когда здесь жил писатель, артист, литературовед Ираклий Луарсабович Андроников (1908–1990). Знаю, что у него был садовник.

Когда мы вселились сюда, я никогда не ухаживал за садом — только пользовался его плодами. А сейчас даже собрать урожай еле-еле успеваю. На ветках двух яблонь висят еще не менее 100 килограммов. Все это пойдет на переработку в наш храм.

Вспомнилась евангельская притча о сеятеле (см. Мф. 13, 3–23; Мк. 4, 3–20; Лк. 8, 5–15). Часть семян упала у дороги, но налетели птицы и поклевали их. Другая часть — на каменистые места, где было немного земли, семена взошли, но поскольку не имели почвы, засохли под жгучим солнцем. Третья часть семян упала в терние (сорняки), которое потом заглушило благородные ростки. И только четвертая часть семян попала на вспаханную землю и принесла плоды: одни — во сто крат, другие — в шестьдесят, иные — в тридцать.

Фото: Sretenie.com

Понятно, что в притче сеятель — это Сам Господь, семена — Слово Божие, поле — весь род человеческий, птицы — лукавые «враги», похищающие все добрые помыслы людей, каменистая почва — жестоковыйные люди, терния — грехи, которые не дают вырваться из своего плена, «добрая» земля — это те, кто добрым делом готов принести плоды для своего спасения.

Здесь же, в нашем саду, притча раскрывается в своем буквальном значении: были добрые люди, которые трудились для потомков. Мы уже и имена всех забыли, а ПЛОДЫ трудов остались.

Вспоминаю, как мы, российские люди, в 1990-е годы экономически окончательно не погибли благодаря накопленному в советские времена, как мы до сих пор питаемся духовными традициями русской культуры, русского просвещения, русской мысли.

Господи, помяни всех добрых русских людей — их же имена Ты Сам веси!

Название фрагмента дано редакцией «Татьянина дня»

Книги издательства Сретенского монастыря можно купить в лавке храма мученицы Татианы (Большая Никитская, 1). Студенты МГУ могут получить 10%-ную скидку на литературу духовного содержания, предъявив студенческий билет 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале