Российские студенты отметили плюсы и минусы дистанционного обучения

Большинство студентов заявили, что режим самоизоляции серьезно повлиял на процесс обучения.
Фото: Риа Новости
Четверть опрошенных студентов российских вузов из-за пандемии коронавируса были вынуждены проходить практические занятия в домашних условиях, еще у четверти учащихся университетов они были заменены на теорию.

Это следует из опроса, проведенного компанией hh.ru, сообщает ТАСС.

Так, в период самоизоляции практикумы и лабораторные работы пришлось заменить на теоретическую часть (24%) или проводить в домашних условиях с видеоотчетом (24%), а физкультурой заниматься по учебно-методическим материалам (29%).

Отмечается, что самоизоляция серьезно повлияла на процесс обучения российских учащихся. В основном учебные заведения были закрыты для посещения, об этом заявили 93% опрошенных. В итоге большинство учащихся полностью перешли на дистанционное обучение (91%). У половины — 54% — занятия в этот период прошли в смешанном формате, почти треть студентов обучались самостоятельно.

Согласно данным опроса, 38% респондентов указали, что обучение на самоизоляции не отразилось на календарном графике учебного процесса. У четверти респондентов была перенесена сессия, а у 14% — срок защиты диплома или диссертации. 18% учащихся самостоятельно осваивали материалы ежегодной учебной практики, 12% проходили практику дистанционно. У 14% опрошенных практика отменилась, еще у 12% перенесена на более поздний период.

Среди основных преимуществ дистанционного обучения 56% опрошенных студентов отметили спокойную обстановку, 48% — экономию времени, 26% — уменьшение количества лишней информации.

При этом 27% уверены, что преимуществ у такого формата обучения нет. Основные недостатки дистанционного обучения — это неспособность сконцентрироваться на учебном процессе (44%), нехватка личного общения (39%), а также затруднения в освоении материала (37%).

Студенты ВШЭ: онлайн-учеба более гибкая и позволяет успевать больше

Тем временем студенты Высшей школы экономики считают, дистанционное обучение имеет много преимуществ перед традиционными форматами, хотя и признают, что совсем обойтись без офлайн-занятий будет сложно.

 

Алина Мовсесян, Дизайн, 1 курс

До всеобщего перехода на дистант у меня был небольшой опыт в онлайне (думаю, как и у многих) — только вебинары. Дистанционное образование идет в более гибком графике, который дарит возможность просыпаться за пять минут до пары (и это очень круто!), а все исходники и материалы для учебы уже под рукой. Есть и дополнительные удобства — еда и кроватка. Мне ближе офлайн-формат — ведь живое общение незаменимо. Еще иногда случаются проблемы с загрузкой интернета и платформ.

Весь мир не был готов к такому стремительному переходу на дистанционное обучение. Первые дни у нас, студентов Вышки, возникало миллион вопросов и при этом было мало ответов. Но ситуация улучшилась быстро, и сейчас, спустя три недели, учеба идет в нормальном режиме.

Думаю, что онлайн-образование вытеснит офлайн и, возможно, это произойдет уже в ближайшем будущем. Нужно готовиться не только морально, но и запастись мощными роутерами.

 

Федор Тормосов, Журналистика, 1 курс

Я учился в Лицее НИУ ВШЭ, поэтому у меня был опыт онлайн-обучения. Мы дистанционно изучали астрономию, а на словесности у нас бывали онлайн-лекции, которые потом обсуждались в аудиториях. В университете на нашей образовательной программе есть дисциплины, проходящие в смешанном формате, например, философия.

Для вышкинцев дистанционная коммуникация привычна. Еще до пандемии мы получали задания и дополнительную литературу по электронной почте, могли консультироваться онлайн. Новым инструментом стала лишь видеосвязь, плюс процесс сдачи работ. Поэтому я считаю, что преподаватели нашего факультета были готовы к переходу в онлайн. Да, иногда бывают сложности с частными кейсами, но с каждым днем цифровая грамотность преподавателей и студентов возрастает.

Онлайн-учеба позволяет успевать больше. Я взял курсы дополнительного образования, что было бы невозможно без перехода на дистанционное обучение.

При этом сам темп обучения, на мой взгляд, увеличился. Конечно, сначала сложно организовать свое время. Главное — осознать проблему, составлять расписание дня и done-листы. Онлайн-обучение мне близко, особенно если мы говорим про дополнительные предметы или гуманитарные науки. Немного сложнее с непрофильными для меня дисциплинами, например, экономикой. Я не могу представить, как буду изучать ее полностью в дистанционном формате. Сейчас мы «выходим к доске» через Zoom, но пока это немного не то же самое, что на офлайн-парах.

Я уверен, что онлайн-формат вытеснит привычные нам лекции, это лишь вопрос времени. Есть статистика: не такой уж большой процент студентов посещают абсолютно все лекции. От семинаров вряд ли получится отказаться, и мне бы этого крайне не хотелось. Очень надеюсь, что формат образования станет смешанным: некоторые дисциплины подразумевают живую дискуссию. Онлайн-формат отлично работает на скорость усвоения нового материала, но не очень хорош, когда важно понять материал на практике.

 
 

Ксения Лебедева, МИЭФ, 2 курс

Я прошла несколько онлайн-курсов по программированию. Кроме того, у нас бывали отдельные предметы или лекции в онлайн-формате: для МИЭФ это обычная практика.

Учиться дистанционно удобно: гибкий график позволяет осваивать материал в оптимальном темпе, не нужно тратить время на дорогу, все необходимые материалы можно найти быстро и в одном месте. Более того, при полноценном переходе в онлайн можно отказаться от бумажных носителей — хорошая новость для борцов за экологию! Наконец, онлайн-образование позволяет расширить географию аудитории: сегодня почти у каждого есть интернет, однако далеко не у всех есть возможность переехать.

У онлайн-формата есть и недостатки: отсутствие живого контакта и невозможность развития soft-skills.

ВШЭ быстро перешла на дистанционный формат, практически избежав потери учебных часов. Мне кажется, что основной проблемой был выбор платформы для проведения онлайн-занятий, ведь у каждой из них есть минусы. Затем встал вопрос обучения преподавателей. Нам на факультете выдали пошаговую инструкцию, как и что делать. Еще в МИЭФ появилась служба техподдержки, которая быстро реагирует на наши запросы. Сейчас, когда процесс адаптации прошел, нам всем нужно быть дисциплинированными и не останавливаться в освоении технологий.

Полностью вытеснить офлайн-образование невозможно. На мой взгляд, стоит ожидать такой ситуации, как с электронными книгами, которые с нами уже более десяти лет. Но до сих пор люди продолжают покупать бумажные издания. Сосуществование разных форматов в образовательном процессе принесет только пользу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале